«Проблемы медицинского образования» — интервью с легендарным врачом М.А. Курцером
Марк Аркадьевич Курцер — академик РАН, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии имени академика Г.М. Савельевой педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Марк Аркадьевич – уникальный эксперт, который может оценить развитие медицинского образования с очень разных сторон: и как выпускник медицинского вуза, и как ученый и преподаватель с огромным стажем, и как практикующий врач акушер-гинеколог.
Я окончил Второй медицинский институт, сейчас — РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Это моя альма-матер, которой я всем обязан. У меня были прекрасные учителя: Юрий Фёдорович Исаков, Николай Алексеевич Лопаткин, Юрий Михайлович Лопухин, Виктор Сергеевич Савельев, Митрофан Яковлевич Студеникин. Всё это врачи и ученые с мировым именем, на их лекциях всегда был аншлаг.
Но главный мой учитель — Галина Михайловна Савельева, академик РАН, Герой Труда РФ, основатель российской школы перинатологии, многие годы руководившая кафедрой акушерства и гинекологии нашего Университета. Она создала одну из самых авторитетных научных школ акушерства и гинекологии нашей страны, ее ученики работают сейчас по всей стране, руководят больницами, родильными домами, перинатальными центрами, кафедрами в медицинских университетах.
Вынос
«…На основании личного опыта я могу утверждать, что студенту очень важно иметь среди его учителей обязательно “путеводную звезду” — того, кто может увлечь, вдохновить, заинтересовать. Для будущих врачей это особенно важно — их ждет трудное долгое обучение, и мотивация и наставничество — необходимы!
Если говорить об изменениях, которые претерпело медицинское образование, по сравнению с теми временами, когда я был студентом, то мои впечатления не однозначны.
С одной стороны, сегодня для студента доступно значительно больше специальностей, увеличилось число дисциплин, возникли новые технологии. Медицина развивается очень высокими темпами, очень сильно изменились подходы к диагностике, появились МРТ, КТ и многое другое. Среди новых специальностей можно отметить медицинскую генетику. В советское время такой специальности не было, а сегодня — это одно из самых активно развивающихся направлений.
Сильно возросли материально-технические возможности. Например, инструменты дистанционного обучения позволяют сегодня обучающемуся слушать лекции лучших профессоров и участвовать в семинарах из любой точки мира.
Появилось школьное медицинское олимпиадное движение. Широкий спектр общероссийских олимпиад и конкурсов позволяют абитуриентам со всей страны поступать в лучшие вузы, образовательный туризм дает им возможность посмотреть на работу ведущих медицинских центров.
Еще один важный плюс — благодаря Интернету, сегодня можно следить за опытом мировой медицины практически в режиме реального времени. А это очень важно — быть в курсе актуальных тенденций и новых знаний, и достижений.
«Без постоянного изучения того, что сейчас происходит в мировой медицинской науке, невозможно быть хорошим современным врачом».
С другой стороны, за это время снизился престиж профессии врача, молодые люди не идут в медицину, так как ассоциируют эту профессию с низкой юридической защищенностью и недостаточным уровнем зарплаты. А их тех, кто поступает в медицинский вуз, далеко не все оказываются в силах его окончить.
Можно выделить несколько проблем в современной системе медицинского образования.
Большое количество студентов на потоке и мало практики
Мы пытаемся дать огромный объем знаний сразу большому количеству обучающихся, и возможности для того, чтобы индивидуально работать с каждым, у нас сильно ограничены. При этом многие студенты хотят учиться, но еще не освоились и не умеют работать так, как требуется в высшей школе. Не все сходу способны к высокой степени самоорганизации, которая необходима для сложной учебы. Этим ребятам нужна индивидуальная поддержка, но тут даже тьютор в медицинском вузе помочь не может, потому что и у него слишком много студентов. Разделение студентов на небольшие потоки, мне кажется, было бы более оптимальным…
Недостаточно практики, в том числе опыта коммуникации с пациентами
Следствием большого количества студентов на потоке является то, что каждый из обучающихся получает мало возможностей для практической работы: если группы слишком большая, то не все успевают, например, попасть к операционному столу. А в ординатуре обучающихся часто нагружают административной работой, и они в основном «бегают с бумажками», а не работают с пациентами. В результате, некоторые аккредитованные хирурги имеют крайне ограниченный опыт операций, например, могут похвастаться только опытом наложения швов.
Я думаю, что очень важно повышать заинтересованность клинических баз в выпускниках — если эти студенты в будущем будут у них работать, тогда сами базы будут стараться привить обучающимся максимальное количество практических умений.
Еще одна проблема – умение взаимодействовать с пациентами и их родственниками. Хотя в медицинских вузах и есть дисциплина, в рамках которой студентов учат общаться с пациентами, многие выпускники слабо представляют, как это делать. А ведь специалист должен уметь общаться с самыми разными пациентами, в том числе с не очень довольными, раздраженными. И делать это важно максимально корректно. Для обучения коммуникации важны не только теоретические знания, но и практика, помощь наставников.
Если к нам в клинику приходит молодой врач почти без опыта, я ему рекомендую пойти сначала поработать туда, где есть поток пациентов по его специальности и где он сможет сидеть на приеме со старшими коллегами и учиться у них. Ему необходимо наблюдать множество разных случаев, ходить на консилиумы, участвовать в медицинских конференциях — только так нарабатывается опыт.
Очень сложная программа с первого часа
Далеко не каждый, кто поступает в медицинский вуз, становится врачом. Часть выпускников не идет работать в медицину. А многие студенты отчисляются после первого-второго курсов, столкнувшись с жесткой системой обучения или почувствовав, что неправильно определились с направлением развития.
Студенты первых курсов часто просто теряются в условиях медицинского университета. На них «падает» огромное количество информации, которую нужно всё время, каждый день усваивать. Если ты что-то пропустил — тебя ждут очень жесткие отработки после занятий, а потом еще нужно учить заданное на завтра. А еще постоянно идут зачеты и коллоквиумы. Эту гонку очень трудно выдержать.
И нельзя сказать, что какой-то предмет, даже общеобразовательная дисциплина, будущему врачу не нужен. Всё, что изучают студенты, важно, как минимум, для общего развития, для расширения кругозора будущего специалиста. Но, наверное, есть смысл пересмотреть количество часов и что-то поменять в вариативной части образовательной программы.
Профориентационная подготовка школьников позволяет будущим абитуриентам немного подготовиться к тому, что их ждет в вузе, но, нужен очень глубокий уровень погружения, чтобы полностью осознать все сложности, которые ждут студентов медицинского университета.
И конечно же, будущий врач должен быть готов к тому, что ему придется очень много работать! Трудолюбие — пожалуй, одно из основных необходимых качеств для того, кто хочет стать хорошим специалистом. Также важны желание продолжать учиться и набираться опыта, честность и открытость. Это основные качества, на которые я обращаю внимание, когда беру на работу молодых врачей.
Медицина развивается слишком быстро
Эта проблема не является специфической, она касается многих отраслей, однако в медицинском образовании проявляется особенно ярко. Скорость, с которой медицина движется сегодня вперед, огромна; новые технологии рождаются буквально на глазах, и образование далеко не всегда успевает адаптироваться. Ведь каждый раз нужно поменять образовательную программу, подготовить и издать новые учебники, оснастить соответствующим образом учебные базы… В результате, молодой специалист может выйти из вуза с уже неактуальными знаниями. Решить эту проблему можно только одним способом — учить студентов постоянно учиться самим и находить необходимую информацию.
Некоторых знаний все равно не хватает
Как я уже говорил, наблюдение за развитием медицинской науки в мире очень важно для современного врача. Поэтому, необходимо, чтобы медики хорошо владели английским языком. Это международный язык общения: на нем публикуют данные научных изысканий, результаты клинических исследований, информацию о новых препаратах и новые рекомендации, на нем идет общение с иностранными коллегами, на нем размещены основные базы данных. Выпускники далеко не всегда способны читать и бегло говорить на английском, они изучают язык только на первом или втором курсе, в то время как это важнейший и необходимый для их профессионального роста инструмент.
Еще одна проблема — это дефицит управленческих кадров в медицине. Сегодня очень нужны грамотные руководители медицинских учреждений, организаторы здравоохранения, имеющие, в тоже время, опыт практической медицинской работы. К таким руководителям обычно больше доверия со стороны подчиненных; они понимают проблемы врачей, среднего медперсонала и могут находить пути их решения. В тоже время, практикующие врачи не всегда обладают навыками административной работы, не знают, как ее организовать. Есть краткосрочные курсы для руководителей, но их, на мой взгляд, недостаточно. Мне кажется, для наших обучающихся был бы полезен отдельный курс по медицинскому менеджменту.
Трансформация РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Наш университет сейчас проходит очень важную трансформацию из факультетской в институтскую. И это оправдано, ведь вопрос объединения кафедр можно рассматривать не только по принципу факультетской принадлежности, но и по нозологическому, на основании общей этиологии. В частности, наша кафедра акушерства и гинекологии им. академика Г.М. Савельевой станет частью Института материнства и детства. Это очень логично. И от такой трансформации в первую очередь, выигрывают студенты.
Например, у нас в Университете — три кафедры акушерства и гинекологии объединение которых в рамках одного института позволит видеть, что происходит на других инкумбентах, стандартизировать процессы преподавания, и главное — добиться лучшего качества преподавания за счет изменения подходов, а также преемственности в обучении. Ведь когда молодые врачи заканчивают университет – в их профессиональной жизни все только начинается: дальше они могут учиться, в ординатуре, в аспирантуре, и потом будет постоянная, действующая, перманентная система переподготовки, центром которой всегда остается Университет.
Потому что врач всегда должен учиться. Всегда!
По материалам РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS