Недовольство собственным телом и внешностью, диеты в режиме 24/7, перманентное нахождение в спортзале до изнеможения чаще всего приводят к изнуряющему организм чередованию срывов с перееданием и очистительными процедурами. Где находится тонкая грань между патологией и нормой в культуре питания, как работа с эмоциями может помочь полюбить свое отражение в зеркале, и почему случаются расстройства пищевого поведения (РПП)? Нарушаем молчание и снимаем табу с темы РПП с заместителем декана факультета клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова кандидатом медицинских наук Екатериной Сергеевной Орловой.
— Долгое время о расстройствах пищевого поведения не принято было говорить открыто — ни отдельному человеку, столкнувшемуся с этой сложной и опасной проблемой, ни в научном сообществе в целом. Сейчас книжные полки изобилуют популярной литературой по данной тематике, но каковы взгляды современных ученых и клиницистов на необходимость изучения РПП? Насколько актуальна проблема расстройств пищевого поведения в России и за рубежом сегодня?
— Действительно, на тему пищевых расстройств, от которых ежечасно умирает один человек в мире (по данным Коалиции по расстройствам пищевого поведения), было наложено табу. В современных реалиях эта проблема приобретает все большую медико-социальную значимость в связи с широкой распространенностью в мире. Так, в Америке, согласно последним статистическим данным, РПП занимают третье место в структуре хронических заболеваний среди девушек-подростков. По подсчетам авторитетных зарубежных исследователей, во время пандемии обращения в связи с пищевыми расстройствами участились на 30–40 процентов из-за изоляции, повышенной тревоги, отсутствия контакта.
Апеллируя доказательной базой, отечественные эксперты признают, что проблема РПП приобретает все большую актуальность из года в год. В то же время степень изученности данного направления в призме ранней диагностики и лечения — низкая. Отчасти это связано с отсутствием единого подхода к ведению таких пациентов.
— Что понимается мировым научным сообществом и практиками-клиницистами под расстройствами пищевого поведения?
— Позвольте сначала обозначить смысл термина «пищевое поведение» и границы нормы. Под ним понимается отношение человека к приему пищи, а также комплекс безусловных рефлексов и осознанных решений, который определяет количество и состав съеденного в различных условиях. В идеале организм должен получать все необходимые полезные вещества и микроэлементы при выполнении оптимального суточного калоража, а сам человек — удовольствие от еды. В норме он принимает пищу, когда ощущает голод, и ест столько, чтобы наступило чувство насыщения. Но при воздействии стрессогенных факторов человек может пытаться решить проблемы посредством увеличения или уменьшения принимаемой еды и изменения своего рациона. РПП — класс психогенно обусловленных поведенческих синдромов, связанных с нарушениями в приеме пищи. Сегодня есть два основных руководства, на которые опираются специалисты разных стран для классификации и диагностики существующих расстройств пищевого поведения (МКБ-10,DSM-5). Согласно им, РПП относятся к психическим расстройствам и включают такие виды, как нервная анорексия, нервная булимия, психогенное переедание, психогенная рвота, психогенная утрата аппетита, поедание несъедобного и неуточненные расстройства приема пищи.
— Какими видятся основные причины возникновения и развития РПП с позиций последних исследований в медицине и психотерапии?
— В настоящее время значимыми этиологическими факторами в запуске расстройств пищевого поведения считаются:
- Генетическая предрасположенность. Научные исследо вания последних лет подтверждают, что если у родственников первой линии есть или были РПП, то вероятность развития заболевания в разы выше;
- Диеты и ограничения в питании. Доказано, что у человека может быть предрасположенность к РПП, но если он ни разу не прибегал к ограничениям и подсчетам калорий с целью похудения, то, возможно, никогда и не узнает о ее наличии. Диеты являются сильнейшим триггером для развития расстройств приема пищи, что было неоднократно подтверждено авторитетными отечественными и зарубежными учеными;
- Социальное давление и диетическая культура. В нашем обществе при наличии активной пропаганды в СМИ и социальных сетях «быть красивым и успешным» почти неразделимо связано с «быть стройным и подтянутым». Желание добиться признания и не отличаться от других (быть похожим) зачастую провоцирует первые попытки худеть, что запускает формирование РПП;
- Эмоциональная уязвимость вкупе с неумением управлять эмоциями. Существуют высокочувствительные люди, у которых быстро нарастает эмоциональное возбуждение и дольше происходит «затухание» в сравнении с другими.
- Психологическая травма. Физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, а также буллинг или плохие отношения со сверстниками могут повлиять на развитие РПП в дальнейшем.
Точные причины расстройств пищевого поведения назватьв большинстве клинических случаев сложно, однако всегда необходимо исключать или корректировать (при идентификации) последствия действий на психику при лечении РПП предрасполагающих факторов, лежащих в психосоциальной плоскости. Ими могут быть освещенная выше критика со стороны значимых близких, травматический опыт, стрессовые события, сложности в межличностных отношениях.
РПП всегда начинается с неприятия себя. Постоянные диеты, ограничения в еде часто основываются на низкой самооценке, недовольстве внешним видом, отсутствии безусловной любви к себе. Нередко желание похудеть коррелирует с несколько инфантильной верой в то, что для счастья нужно быть красивой. Осознанно или бессознательно человек принимает решение о правомочности тезиса «похудею — проблемы уйдут». Однако непроработанные психологические затруднения, лежащие в большинстве случаев в генезисе РПП, не только не решаются, но и усугубляются при столкновении с разочарованием.
— Можно ли предугадать риск развития РПП?
— Научно доказанным фактом является существование гена анорексии. Но наряду с этим при ответе на данный вопрос важным является и тема выявления психологических предпосылок возникновения и развития расстройств пищевого поведения. Существуют некоторые индивидуально-типологические особенности психической деятельности человека, которые могут стать базой для реализации РПП. Это такие черты характера, как перфекционизм, стремление к идеалу, негибкость в восприятии себя и других, требовательность к себе в достижении результатов, нечувствительность в отношении своих телесных ощущений, сложности в построении доверительных отношений с людьми, неумение понимать и дифференцировать свои эмоции, чувства, переживания.
Следует отметить, что практический смысл выявления подобных рисков отсутствует, ведь, к счастью, они не всегда реализуются. Более целесообразно обратить внимание на то, что «защищает» от расстройств пищевого поведения. Это в первую очередь полноценное (достаточное по возрасту, полу и росту) и разнообразное питание. Кроме того, отсутствие деления еды на «плохую» и «хорошую». Известно, что пищевые ограничения запускают гены РПП, а сбалансированное питание их «выключает». Одним из важных защитных факторов, который позволяет снизить риски развития РПП, является отношение к собственному телу как к нейтральному объекту. Стоит отметить, что для человека с пищевым расстройством значимость фигуры и веса стоит на первом месте, что поддерживается и в современном обществе.
— Как распознать РПП?
— Следует учитывать, что не все эксперименты с собственным пищевым поведением стоит причислять к расстройствам. Строгая диета, ежедневные физические нагрузки, соблюдение принципов правильного питания — все это присуще и здоровому человеку, если он не фанатичен в своих действиях.
Сигналом, что привычки приобретают патологический характер, считается появление чувства вины, стыда, состояния бессилия и дисгармонии.
Так, для всех РПП характерны:
- 1Сильное переживание по поводу веса и фигуры (вплоть до отвращения), недовольство своим телом;
- Чрезмерное количество мыслей о еде, постоянные переживания, страх и вина по поводу приемов пищи, множество правил относительно питания;
- Представление о переедании как о личном поражении, отсутствии воли и самоконтроля. Все люди с РПП переедают, и это становится для них предметом размышлений на часы и даже дни.
Если говорить о значимых различиях каждого отдельного расстройства, то следует отметить следующее:
- При анорексии преобладает контроль набора веса — страх «быть толстым», причем определение этой категории настолько субъективно, что зачастую противоречит медицинским представлениям об оптимальном весе, и настолько сильно, что человек готов умереть, лишь бы не поправиться;
- При булимии также есть желание контролировать количество потребляемой пищи и вес, однако импульс все же преобладает. Человек систематически «набрасывается» на еду. Позже чувство вины и сожаление переплетаются с намерением очиститься и/или отработать съеденное путем чрезмерных физических упражнений;
- Компульсивное переедание характеризуется неконтролируемым желанием употребления большого количества пищи. Но при этом человек не стремится очиститься или избавиться от съеденного. Каждый эпизод переедания сопровождается чувством вины, стыда и обещаниями «взять себя в руки». Как правило, человек с таким расстройством ест в одиночестве, украдкой и быстро.
— Есть ли универсальные рекомендации для людей с РПП?
— К сожалению, совет «просто начни есть маленькими порциями три раза в день» здесь совершенно не работает. Чтобы ярко проиллюстрировать то, что чувствует человек с РПП, психологи предлагают представить свой самый большой страх в жизни и затем ответить на вопрос: «Вы готовы делать то, что вас пугает больше всего, трижды в день?» Примерно такие чувства испытывает тот, кто слышит подобные слова.
Совет «обратись к диетологу» тоже не работает. Ведь консультация у такого специалиста с большой вероятностью приведет к назначению новой диеты, где ограничение будет работать пару месяцев, а затем приведет к срыву. Так у человека может увеличиваться риск почувствовать себя безнадежным и решить, что болезнь — это навсегда.
Расстройства пищевого поведения — порочный круг. Человек переживает по поводу собственного тела и хочет похудеть, начинает фанатично контролировать питание и ограничивать себя, после чего появляется переедание. И так может длиться годами, а то и десятилетиями. Чтобы избавиться от РПП, недостаточно понимания процесса, важно изменение привычек, поведения и мышления.
Самостоятельно это сделать крайне сложно, поэтому закономерно, что работа с пациентом с диагностированным РПП должна быть комплексной, с участием врачей разных профилей, психотерапевтов, психологов на этапе стабилизации.
Программа профессиональной коррекции нарушения пищевого поведения разрабатывается индивидуально и включает лечение физиологических нарушений, психиатрическую и психологическую помощь. Это служит фундаментом для восстановления работы центральной нервной системы, нормализации веса и питания, для реабилитационной психотерапии.
Обнаружив у себя или у своих близких симптомы расстройства пищевого поведения, главное — не пугаться, а своевременно обратиться к психотерапевту или психологу. Для студентов и сотрудников РНИМУ им. Н.И. Пирогова всегда открыты двери Центра психологической помощи, созданного на базе факультета клинической психологии и социальной работы, где компетентные специалисты дадут консультацию по психологическим аспектам РПП и посодействуют в разработке «маршрутной карты» с привлечением врачей разного профиля для скорейшего избавления от этого недуга.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS