Это уже третья подобная операция, когда новосибирские кардиохирурги устраняют жизнеугрожающую аритмию в условиях экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). Центр Мешалкина – единственный в России, где новая технология не только опробована и отработана, но и внедрена в клиническую практику.
«Электрический шторм» – редкое проявление тяжелой жизнеугрожающей аритмии, при котором приступы фибрилляции желудочков (фактически – остановки сердца) происходят один за другим. Является редким последствием перенесенного инфаркта миокарда. Без своевременных реанимационных действий такие больные погибают.
В марте 2023 года жителя Новосибирска 65 лет с «электрическим штормом» доставили в реанимацию НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина из Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 2 после многократных эпизодов реанимации.
В Центре Мешалкина ему имплантировали кардиовертер-дефибриллятор, который наносит разряд внутри тела автоматически. Параллельно вели медикаментозные попытки снять состояние «шторма», однако лечение не давало эффекта: электрические шоки достигли частоты 8 раз за сутки. К этому добавилось тяжелое психологическое состояние пациента: он был измотан бесконечной реанимацией.
«Помимо тяжелого стресса для психики, каждый новый удар разряда дефибриллятора – это серьезная травма для сердца. Она спасает жизнь здесь и сейчас, но укорачивает в перспективе, усугубляя сердечную недостаточность. Необходимо было остановить “шторм”, – комментирует заведующий отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции Виталий Викторович Шабанов. – Приняли решение провести хирургическое лечение аритмии методом радиочастотной аблации (РЧА) в условиях ЭКМО по жизненным показаниям. Это была третья подобная операция в России – и весь опыт принадлежит именно Центру Мешалкина».
В ходе малотравматичной операции РЧА хирурги через крупный сосуд под рентген- и ультразвуковым контролем ввели в сердце катетер, спровоцировали жизнеугрожающую аритмию, выявили и поочередно ликвидировали ее очаги. Аппарат ЭКМО при этом частично взял на себя насосную функцию сердца, «страхуя» поддержание кровотока. В случае остановки сердца устройство полностью заместило бы его функцию.
«Только многофункциональные центры, имеющие большой раздельный опыт проведения РЧА и ЭКМО, могут позволить себе такие вмешательства, – комментирует генеральный директор профессор А.М. Чернявский. – В прошлом году мы с опорой на зарубежный опыт впервые в стране выполнили такую операцию. Сейчас можно сказать, что мы не просто попробовали, а уже отработали эту новую для российской практики технологию, приобрели практику не только хирурги, но и наши анестезиологи, успешно занимающиеся ЭКМО-сопровождением. С учетом редкости подобных пациентов приобретенный нами совместный опыт имеет очень большое значение. Если в дальнейшем такой пациент к нам поступит, для нас это уже не составит проблемы».
Суммарно время операции составило 6 часов. Поиск и устранение очагов аритмии занял около 3 часов, перевод пациента на ЭКМО и обратно – столько же.
В течение 5 суток после операции у больного не зафиксировано ни одного сбоя сердечного ритма. Он выписан из Центра Мешалкина с клиническим улучшением.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS