В настоящий момент распространение сахарного диабета настолько велико, что врачи сравнивают данную болезнь с настоящей эпидемией. Во всем мире с диабетом живет около 537 миллионов человек, а по прогнозам ученых к 2045 году их количество может вырасти до 783 миллионов[1]. В 2021 году сахарный диабет повлек за собой более 6,7 миллионов смертей: это означает, что каждые 5 секунд в мире умирает один пациент, которому был поставлен этот диагноз[2]. В России, по сравнению с 2021 годом, показатель новых выявленных случаев сахарного диабета вырос на 15%[3]. Однако в общую статистику по сахарному диабету зачастую не входит пул тех пациентов, которые еще не знают о том, что у них есть заболевание. Огромное количество людей остаются в “тени” и доходят до врача только тогда, когда болезнь уже спрогрессировала — таким образом, реальные масштабы являются гораздо более внушительными. Решением проблемы глобального распространения сахарного диабета является осознанное управление факторами риска развития заболевания, рассказала заведующая эндокринологическим отделением НКЦ эндокринологии ПСПбГМУ им. И. П. Павлова Лискер Анна.
Управление факторами риска
Основными факторами риска сахарного диабета 2 типа (СД2) являются избыточный вес и ожирение, низкий уровень физической активности, нарушения углеводного и липидного обмена, артериальная гипертензия, наличие сердечно-сосудистых заболеваний, сахарный диабет в семейном анамнезе и синдром поликистозных яичников у женщин. Кроме того, в зону риска СД2 попадают люди старше 45 лет и беременные женщины с гестационным сахарным диабетом.
Главным инструментом управления факторами риска сахарного диабета является модификация образа жизни, которая должна стоять в приоритете у каждого пациента с данным заболеванием[4]. Согласно новейшим рекомендациям ADA[5] и EASD[6], тактика многофакторного управления рисками с целью снижения хронических осложнений диабета также включает в себя контроль веса и показателей гликемии, липидов и артериального давления. Кроме того, существует расширенная концепция кардиоваскулярного здоровья, которая включает 8 диагностических показателей: холестерин в крови, индекс массы тела, АД, глюкоза в крови и поведенческие факторы сон, качество питания, физическая активность, курение[7]. При условии уделения должного внимания всем “столпам” многофакторного управления рисков, пациент может достигнуть результатов в компенсации последствий сахарного диабета.
Концепция снижения вреда
Модификация образа жизни предполагает как частичное снижение вреда здоровью, так и его исключение полностью. Это связано с тем, что в своей практике врачи часто сталкиваются с низкой мотивацией пациентов на изменение устоявшихся годами привычек. Чтобы поддержать мотивацию пациента на изменение образа жизни, медицинский специалист может обратиться к концепции снижения вреда. Снижение вреда — это стратегия, используемая в медицине и социальной сфере с целью максимального сокращения вреда, которому подвергается человек и (или) общество в результате опасных действий или поведения, которое невозможно полностью исключить или предотвратить. Она может находить применение в минимизации рисков у группы пациентов, которые не готовы резко изменить свой образ жизни и полностью исключить такие риски, как физическая активность, диета и курение. Так как формирование новых привычек является сложным и длительным процессом, а жесткие запреты зачастую неэффективны, концепция снижения вреда набирает все большую популярность среди врачей и их пациентов.
Формирование подхода к питанию — важнейшая составляющая модификации образа жизни для пациентов с СД2. Сегодня во всем мире отходят от жестких диетических ограничений: на смену лечебному голоданию приходит контроль за разумным потреблением калорий. Для того, чтобы человеку было проще контролировать питание, новейшие клинические рекомендации для пациентов с сахарным диабетом дают четкие, детальные и конкретные правила питания[8].
Например, пациенты с СД2 и избыточным весом могут без ограничения употреблять такие продукты как: капуста, огурцы, листья салата, зелень, помидоры, баклажаны, свекла, морковь, стручковая фасоль, редис, редька, репа, молодой зеленый горошек, шпинат, щавель, грибы, чай, кофе без сахара и сливок, минеральная вода и напитки на сахарозаменителях. В умеренном количестве (½ от привычной порции) употребляются нежирное мясо и рыба, молоко и кисломолочные продукты, сыры менее 30% жирности, творог менее 5% жирности, картофель, кукуруза, зрелые зерна бобовых, крупы, макаронные изделия, хлебобулочные изделия, фрукты и яйца.
Максимальные ограничения налагаются на сливочное масло, сало, сметану и сливки, жирные сыры и творог, жирное мясо и рыбу, копчености и колбасы, полуфабрикаты, пироги, консервы, орехи и семечки, сахар, мед, варенье и джемы, сухофрукты, сладости, сдобу и алкогольные напитки.
Законодательные инициативы
В Российской Федерации предпринимаются меры по регулированию содержания в продуктах питания количество тех веществ, которые могут влиять на ухудшение здоровья пациентов. С 1 января 2022 года вступил в силу федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” в новой редакции, который регулирует содержание поваренной соли, сахаров, насыщенных жиров в продуктах питания, а единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции устанавливают конкретные нормы концентрации этих веществ.
Также с июля 2023 года в Российской Федерации вводится акциз на сладкие напитки[9], который распространяется на газированную безалкогольную продукцию, спортивные и энергетические напитки. Цель инициативы — сократить потребление подслащенных напитков, уменьшить ожирение и воздействие избыточного веса на здоровье.
Табачная зависимость
По данным различных исследований[10], у активных курильщиков риск развития СД2 в среднем на 30-40% выше по сравнению с некурящими, и этот риск возрастает с увеличением интенсивности курения. Исследование INTERHEART[11] демонстрирует, что на курение приходится 36% популяционного риска первого инфаркта миокарда, при этом риск повторного инфаркта у тех, кто бросил курить после первого инфаркта в течение года, снижается вдвое, а через два года становится таким же, как у некурящих.
Табачная зависимость включена в Международную классификацию болезней и является серьезной медико-социальной проблемой. Когортное исследование[12] 2020 года показало, что только 38% пациентов-курильщиков с метаболическим синдромом отказываются от курения после постановки диагноза, тогда как остальные 62% продолжают курить. В силу того, что табачная зависимость является заболеванием, с которым трудно бороться, сегодня принимаются во внимание более мягкие подходы к отказу от курения.
Альтернатива существует
Для пациентов с сахарным диабетом “золотым стандартом” является полный отказ от курения, однако в случаях, когда человек не может сразу отказаться от вредной привычки, специалисты рекомендуют перейти на продукты пониженного риска — электронные системы нагревания табака (ЭСНТ)[13]. Мета-анализ Cochrane показал, что ЭСНТ являются одним из самых эффективных средств для отказа от курения[14]. Благодаря технологии нагревания, а не горения, по сравнению с обычной сигаретой аэрозоль ЭСНТ обладает пониженной концентрацией опасных и потенциально опасных веществ на 90-95% ниже[15][16]. Именно поэтому переход на бездымные продукты в рамках концепции снижения вреда является оправданным решением в качестве “моста” к постепенному полному отказу от табакокурения.
Таким образом, одной из главных составляющих снижения риска развития сахарного диабета является модификация образа жизни, которая включает разумное ограничение калорий, активный образ жизни, здоровый сон и отказ от вредных привычек. Чтобы не допустить развития осложнений СД2, важно не забывать контролировать индекс массы тела, а также показатели гликемии, липидов и артериального давления.
Имеются противопоказания, не занимайтесь самолечением — обратитесь к специалисту!
Источники
- https://medvestnik.ru/content/news/Chislo-novyh-sluchaev-saharnogo-diabeta-v-Rossii-vyroslo-za-god-na-15.html
- Клинические рекомендации Сахарный диабет у взрослых, 2022
- The ADA’s 2022 Standards of Medical Care in Diabetes Update
- Management of hyperglycemia in type 2 diabetes, 2022/ A consensus report by the American Diabetes association (ADA) and the European Association for the Study of Diabetes (EASD)
- https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35766027/
- Клинические рекомендации Сахарный диабет у взрослых, 2022
- https://doctorpiter.ru/zdorove/v-rossii-vveli-nalog-na-sladkie-napitki-pomozhet-li-eto-otkazatsya-ot-gazirovki-opyt-evropy-id850113/
- https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24455788/
- https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15364185/
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7067233/
- https://www.jacc.org/doi/abs/10.1016/j.jacc.2018.10.027
- https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25515689/
- https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17303297/
- https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27720919/
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS