Профессиональное выгорание врачей может быть одним из факторов, снижающих уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи – к такому выводу пришли в Академии постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России. Так, тяжелый ежедневный труд врачей довольно часто приводит к эмоциональному перенапряжению и быстрому физиологическому и психическому истощению специалистов. При этом, согласно исследованию ФНКЦ, именно формальное отношение врача, которое зачастую является следствием выгорания, стало первой по распространенности причиной недовольства россиян приемом (ее отмечают 60% респондентов). Преподаватели АПО рассказали, почему в отрасли выгорание является такой распространенной проблемой, и как врачам и руководству клиник с ней справиться.
Проблема эмоционального выгорания достаточно распространена в медицинской сфере. Сложности в работе врачей отчасти вызваны кадровым дефицитом в отрасли. Нехватка специалистов приводит к увеличению продолжительности рабочего дня. Кроме того, дополнительной нагрузкой являются технические работы. По закону, на осмотр пациента, сбор анамнеза, постановку диагноза и подбор лечения врачу отводится 15 минут, но дополнительные задачи в виде ведения электронной базы и составления отчетов существенно увеличивают трудозатраты. Согласно тому же исследованию ФНКЦ небольшое количество уделенного врачом времени также входит в топ причин, из-за которых пациенты остаются недовольны приемом. Также излишняя нагрузка на врача мешает установлению доверительных отношений с пациентом, в результате чего многие больные жалуются на отстраненность специалиста.
Для решения проблемы профессионального выгорания необходимо учитывать все причины, которые к нему приводят. В том числе, производственный фактор. К нему относятся постоянные конфликты в коллективе, отсутствие моральной поддержки от коллег и руководства, обесценивание заслуг врача.
«К решению проблемы профессионального выгорания врачей необходимо подходить комплексно. Эффективный менеджмент в медучреждении способствует улучшению производительности труда. Для улучшения обстановки в коллективе также рекомендуется работать над корпоративной культурой – проводить различные тренинги, следить за эмоциональным состоянием сотрудников. Большую роль играет личность руководителя медучреждения, его влияние и желание создать благоприятную атмосферу в коллективе. Также врачам и среднему медицинскому персоналу важно работать над собственными компетенциями, в том числе коммуникативными. В преподавательской практике существуют даже соответствующие дисциплины, в ходе которых медиков учат правильно взаимодействовать с пациентом, уметь находить подход к больному, правильно совмещать общение с пациентом и формальные ежедневные задачи», — добавляет Бычкова Анна Сергеевна, доцент кафедры Психиатрии, наркологии и психотерапии Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, кандидат медицинских наук.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS