Многие дома, особенно в крупных городах находятся в непосредственной близости от проезжей части, в том числе шоссе. Действительно ли вредно для здоровья жить вблизи больших дорог? Кто в группе риска? Какой в норме должна быть удаленность жилья от дороги? – на эти и другие вопросы ответил Иван Ромасов, врач-терапевт ИНВИТРО.
Какая в норме должна быть удаленность жилья от дороги?
Попробуем рассмотреть все негативные аспекты жизни с видом на дорогу. Расстояние от автомобильной дороги до жилого дома называется санитарным разрывом. Санитарные нормы РФ чётко гласят, что от частного дома до дороги расстояние должно быть не менее 5 метров; от угла многоэтажного дома до дороги должно быть не менее 8 метров, если кол-во этажей не более 10 и 10 метров, если более 10 этажей. От края автомобильной трассы до дачных посёлков и жилых поселений расстояние должно составлять не менее 25 м, а до жилых строений – 50 м. С федеральными трассами сложнее, расстояние от них до жилых строений разнится в зависимости от класса дороги: 1-й и 2-й – от 75 м, 3-й и 4-й – от 50 м, 5-й – 25 м, объездная трасса или дорога вокруг населённого пункта с населением до 250 человек – 100 м, с более чем 250 жителей – 150 м. Ширина улиц должна быть следующая: для обычной улицы – не более 15 метров, расстояние для передвижения любого транспорта – 9 метров, поворот и разворот дороги – 6 метров, проезжая часть и улица 7 метров, только проезд 3,5 метра.
Если брать нормы, связанные с шумом от дороги, то они согласно санитарным нормам и правилам имеют следующий характер: не более 55 децибел в дневное время (с 7 утра до 23 часов) и не более 45 децибел в ночное время. В ряде городов другие нормы, в частности в Москве: не более 70 децибелл днём и не более 60 децибел ночью.
Действительно ли вредно проживание у дороги или это просто миф?
В 2019 году учёные из Королевского колледжа Лондона опубликовали результаты исследования, согласно которому у детей, проживающих рядом с оживлёнными автомобильными трассами, было выявлено замедление развития лёгких. Также у взрослых, проживающих в пределах 50 метров от крупных трасс – на 10% выше риск развития рака лёгких.
Это происходит, во-первых, из-за того, что выхлоп машин содержит большое количество углекислого газа. Он может приводить к развитию гиперкапнии (уменьшению насыщения крови кислородом) и, как следствие, приводить к нарушению работы дыхательной системы. Во-вторых, в состав многих топливных присадок входит свинец, который может повышать октановое число топлива. Он очень токсичен для дыхательной и нервной системы, как для взрослых, так и для детей. Кроме того, он оказывает мощное тератогенное действие. Также ароматические углеводороды являются сильнейшими онкогенами и мутагенами. В-третьих, в состав выхлопа входят твёрдые мелкодисперсные частицы (PM-частицы). Вместе с частицами изношенных покрышек они образуют дорожную пыль. Основная опасность их кроется в малом размере. Дорожная пыль такого малого размера может достигать самых мелких отделов дыхательной системы, осаждаться в них, образуя твёрдую, воздухонепроницаемую массу. Грозит это развитием таких заболеваний, как хронический бронхит, обструктивная болезнь лёгких и бронхиальная астма.
Людям с какими заболеваниями лучше не проживать в домах у дороги?
Наибольший урон от близкой жизни к дорогам получают дети, пожилые и люди с определёнными хроническими заболеваниями. В первую очередь речь о хронических заболеваниях бронхолёгочной системы, сердечно-сосудистых и заболеваниях иммунной системы. Происходит это за счёт снижения барьерной функции дыхательной системы, хронического воспаления из-за постоянного присутствия мелкодисперсных частиц и нарушения системы распознавания чужеродных антигенов иммунной системой человека.
В отношении же шума механизм влияния на здоровье другой: шум способствует хроническому стрессу организма, что может приводить к нарушениям работы вилочковой железы – тимуса, в которой проходят созревание клетки иммунной системы и как следствие иммунитет снижается. Кроме того, шум способствует повышению артериального давления и ухудшению сна, что усиливает данный эффект. А это в свою очередь может привести к другим отдалённым сердечно-сосудистым катастрофам: инсульту, аневризмам аорты, прогрессу атеросклероза и сердечной недостаточности.
Если дом стоит прямо у дороги, на каком этаже будет безопаснее? А на каких этажах, наоборот, оседает вся пыль?
Многие скажут, что все вредные вещества оседают у земли. Действительно, риск ухудшения состояния здоровья и качества жизни от воздействия автодорог выше у жителей первого этажа. Но дело в том, что в состав выхлопных газов входят разные вещества, одна их часть более плотная, а другая – менее. Поэтому жители этажей выше седьмого получат чуть меньший риск осложнений, но не уйдут от них полностью.
Учёные, после многочисленных исследований, пришли к выводу, что оптимальной является жизнь на этажах с пятого по седьмой. Плюс-минус пара этажей, в зависимости от того, куда выходят окна. Сами окна, если они выходят прямо на дорогу, лучше не открывать для проветривания, если вы живёте ниже третьего этажа. Чтобы понять, почему – достаточно посмотреть на количество пыли и грязи на подоконнике после проветривания.
Если переехать нет возможности, что может помочь улучшить жизнь в таком доме? Например, поставить сетки на окна, купить очистители воздуха, или что-то еще.
Если возможности переехать нет, то в современном мире существует много приспособлений, которые облегчат вам жизнь. Первая из них – это сетка на окна. Можно проставить самую простую, к примеру москитную и мелкие сетки на вентялиционные решётки. Самое главное, чтобы она снималась и её можно было бы промывать. Те хозяева, которые делают это регулярно, видят, как много грязи смывается с окон и могут оценить эффект. Но такие сетки задерживают только крупные частицы. Мойки воздуха, очистители воздуха, климатические комплексы или бризеры – любое из этих устройств поможет бороться с мелкодисперсными частицами, которые попадают в квартиру. В идеале, к покупке рекомендуются те, которые могут фильтровать мелкодисперсные частицы наименее мелкого диаметра.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS