Чего не хватает для победы над опасной инфекцией, обсудили перед Всемирным днем борьбы с гепатитом, который отмечается 28 июля
Разработка и одобрение Национальной стратегии по вирусным гепатитам – важнейший шаг для достижения глобальной цели по элиминации вирусных гепатитов. В России разработан проект Стратегии, актуализировано количество пациентов, одобрены Клинические рекомендации, есть опыт лечения современными схемами терапии и даже появилась опция для лечения детей с 3 лет. Пока разрабатывается стратегия, необходимо активизировать лечение пациентов в регионах – лозунг Всемирного дня борьбы с гепатитом в этом году «Я не могу ждать!» подчеркивает безотлагательность решения этой проблемы. Что ещё нужно сделать для победы над гепатитом С, обсуждали ведущие эксперты на пресс-конференции в преддверии Всемирного дня борьбы с гепатитом.
Гепатит С признан социально значимой инфекцией наряду с ВИЧ и туберкулезом из-за огромного вклада в инвалидизацию и смертность в России. По данным ВОЗ, каждые 30 секунд в мире умирает пациент из-за заболеваний, связанных с вирусным гепатитом.
Минздрав провел исследование по распространенности маркеров вирусных гепатитов, сообщил Владимир Чуланов, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ, д.м.н., профессор кафедры инфекционных болезней медико-профилактического факультета первого МГМУ им И.М. Сеченова, заместитель директора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Министерства здравоохранения РФ. По его словам, выявлено, что 2,1% населения, то есть около 3 млн человек, имеют антитела к гепатиту С, из них хроническая стадия заболевания развивается примерно у 70%, т.е. в России около 2,1 млн пациентов с ХГС. Кроме того, по результатам опроса регионов уточнено, что на диспансерном учете по гепатиту С состоит 624 тыс. человек.
Как сообщил Марсело Навейра, консультант Всемирной организации здравоохранения, национальный план или стратегия элиминации является одним из основных документов, который позволяет обозначить пробелы в оказании медицинской помощи и пути их решения, поставить цели, критерии оценки и процесс мониторинга, а также наладить взаимодействие между всеми участниками процесса. Для элиминации вирусных гепатитов важно вовлечение и успешное взаимодействие как профильных, так и непрофильных специалистов.
Проект Национальной стратегии по элиминации вирусных гепатитов в России впервые был публично представлен в ноябре 2021 года на Всероссийском конгрессе пациентов. В настоящее время ведется работа над скорейшим внедрением Регистра, который позволит совершенствовать систему учета пациентов.
По словам Владимира Чуланова, в декабре 2021 года Минздрав РФ утвердил клинические рекомендации по лечению взрослых пациентов с хроническим гепатитом С, которые соответствуют лучшим международным практикам и включают наиболее эффективные препараты, позволяющие быстро, в течение 8-12 недель излечить гепатит С.
Если лечение взрослых пациентов с хроническим гепатитом С в большинстве регионов России ведется более или менее активно, то доступность современного лечения детям остается довольно ограниченной.
Как отметил в своем выступлении Юрий Лобзин, академик РАН, профессор, д.м.н., директор ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА», если рассматривать лозунг Всемирного дня борьбы с гепатитом, то как раз ребенок может громче всех сказать: «Я не могу ждать». По его словам, лечить детей от гепатита С надо как можно раньше для устранения риска жизнеугрожающих состояний, связанных с этой инфекцией, а также для профилактики внепеченочных проявлений (аутоимунных, лимфопролиферативных и прочих). Своевременное лечение детей также защищает их от таких серьезных проблем как задержка развития, когнитивные дефициты и стигматизация, которая чрезвычайно опасна в юном возрасте.
«В этом году в России впервые появилась возможность безопасного лечения детей, начиная с 3 лет, после регистрации специальной детской формы. Это долгожданный момент, особенно после того, как с 2019 года мы имели возможность наблюдать положительные изменения здоровья, которые происходили у наших пациентов старше 12 лет после излечения от гепатита С», – рассказала Татьяна Строкова, заведующая отделением педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетотерапии Клиники ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии», кафедрой диетологии и нутрициологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, представляя результаты исследований и лечения подростков в трех ЛПУ России.
Председатель правления МОО «Вместе против гепатита» Никита Коваленко в своем докладе поделился проблемами, озвученными пациентами с гепатитом С в рамках опроса организации: «64% респондентов наших опросов находятся в поле зрения медицинских организаций – их можно начинать лечить прямо завтра. К сожалению, по действующему законодательству, почти четверть пациентов не сможет бесплатно получить лечение, так как наблюдаются в поликлинике – их не направляют в специализированные учреждения, где можно получить терапию. Поэтому первый шаг, который нужно сделать на пути борьбы с гепатитами – вывести медицинскую помощь больным гепатитами за пределы специализированных лечебных учреждений. Для начала – приземлить диагностику. Сейчас 40% пациентов не знают генотип вируса гепатита С, 47% – степень фиброза печени. Эти исследования необходимы для выбора эффективной схемы лечения. В том числе с экономической точки зрения. Треть недодиагностированных пациентов жалуются на транспортные и финансовые ограничения доступа к диагностике, а двум третям необходимые исследования просто не назначали. Но важно, чтобы с результатами анализов пациент получал информацию, куда обращаться и на что рассчитывать. А сейчас большая часть респондентов, вернувшихся к врачу с положительным тестом на антитела к гепатиту С, не получила инструкций по дальнейшим действиям. Поэтому мы и теряем пациентов».
Для преодоления этих препятствий на пути к лечению сейчас ведется активная работа, о которой рассказал Владимир Чуланов. Он подчеркнул, что многое сделано с точки зрения отработки тех механизмов, позволяющих сделать лечение доступнее. Сейчас ведется работа над разработкой регистра и формируется план действий, которые помогут снизить распространенность гепатита С. Этот план включает мероприятия по информированию населения и непрофильных специалистов, совершенствованию скрининга и диагностики, а также статистического учета. Огромное значение имеет расширение охвата лечением пациентов. Владимир Чуланов обратил внимание, что эта работа должна вестись не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Многие регионы уже реализуют программы по терапии гепатита С или лечат пациентов в рамках ОМС. Важно, чтобы количество пролеченных пациентов в рамках таких программ увеличивалось уже сейчас.
О гепатите С
Гепатит С — это инфекционное заболевание, вызванное вирусом гепатита С. Опасность его заключается в том, что на начальных стадиях у болезни практически нет симптомов, при этом незаметно вирус может разрушительно влиять на различные органы и системы организма. Доказано, что люди, живущие с гепатитом С, в среднем в 2 раза чаще чем остальные умирают от различных заболеваний: сердечно-сосудистых, эндокринных, иммунологических, злокачественных и других[i]. У 15-30% людей с гепатитом С в среднем в течение 20 лет после заражения развивается цирроз печени1. Примерно 15%–45% инфицированных спонтанно выздоравливают в остром периоде болезни (в течение 6 месяцев после заражения) без какого-либо лечения1. У остальных 55%–85% пациентов развивается хроническая болезнь1.
Хронический вирусный гепатит С (ХГС) преимущественно не имеет специфических симптомов. Пациента могут беспокоить усталость, недомогание, ухудшение аппетита, дискомфорт и боли в животе, повышение температуры тела, боли в мышцах и суставах. Из-за неспецифичности и слабой выраженности большинства симптомов многие пациенты не подозревают о своем диагнозе и узнают о нем случайно при плановых обследованиях или на поздних стадиях заболевания.
По оценочным данным Всемирной организации здравоохранения, хроническим вирусным гепатитом С во всем мире страдает 58 миллионов человек.1
В России оценочное число больных с хроническим гепатитом С составляет около 2,1 млн. Частота регистрации ХГС в России в 2021 году составила 16,3 случаев на 100 000 населения, по данным государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2021 году»[ii]. Данная цифра почти в 2 раза ниже показателя доковидного 2019 года (30,9 на 100 000), что коррелирует с данными международных исследований, свидетельствующих о том, что пандемия практически в 2 раза замедлила выявляемость пациентов с вирусными гепатитами[iii].
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2019 году от гепатита С умерло приблизительно 290 000 человек, главным образом в результате цирроза печени и гепатоцеллюлярной карциномы (первичного рака печени)1.
Кроме того, у пациентов с гепатитом С риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5 раза выше популяционного, сахарного диабета – почти в 2 раза, а заболеваний почек – почти в 3 раза2. Вирус гепатита С может способствовать развитию не менее 7 видов рака, в том числе рака печени, поджелудочной железы, лёгкого[iv], щитовидной железы[v], а также неходжкинской лимфомы и внутрипеченочной холангиокарциномы.
НИФИ Минфина России оценил прямые немедицинские затраты (выплаты пособий по инвалидности) в связи с ХГС – в 3,3 млрд руб. Косвенные экономические затраты, определенные как потери ВВП от инвалидизации и преждевременной смертности в связи с ХГС оценены в 42,9 млрд руб3.
Вирус гепатита С чаще всего передается через кровь. Инфицирование может произойти в стоматологических кабинетах, косметических салонах (при проведении маникюра и педикюра с повреждением кожи, инъекциях омолаживающих средств и т.д.), при проведении пирсинга, нанесении татуировок и любых процедурах, сопровождающихся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, если используется нестерильный инструментарий. Наибольшему риску инфицирования подвержены медицинские работники и дети, рожденные от инфицированных матерей, лица, употребляющие внутривенные наркотики, практикующие травматичный секс.
Имеются противопоказания, не занимайтесь самолечением — обратитесь к специалисту!
Источники
[i] P.Cacoub et al., Extrahepatic manifestations of chronic hepatitis C virus infection Ther Adv Infect Dis. 2016 Feb; 3(1): 3–14.
[ii] Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году»https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=21796. Просмотрен 15.07.2022
[iii] Guex, et al. COVID-19 IMPACT ON VIRAL HEPATITIS B AND C ELIMINATION. PRELIMINARY RESULTS IN 31 CENTRES WORLDWIDE — AASLD meeting 2021
[iv] Saad Qadwai, Tayyaba Rehman, Jonathan Barsa, Zeeshan Solangi, and Edward Lebovics. Review Article Hepatitis C Virus and Nonliver Solid Cancers: Is There an Association between HCV and Cancers of the Pancreas, Thyroid, Kidney, Oral Cavity, Breast, Lung, and Gastrointestinal Tract? Gastroenterology Research and Practice, Volume 2017, Article ID 8349150, 11 pages https://doi.org/10.1155/2017/8349150
[v] Peng Wang, Zhaohai Jing, Changjiang Liu, Meihua Xu, Pei Wang, Xiao Wang, Yulei Yin, Ying Cui, Dunlin Ren, Xiaopang Rao. Hepatitis C virus infection and risk of thyroid cancer: A systematic review and meta-analysis. Arab Journal of Gastroenterology 18 (2017), 1–5
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS