17 марта в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ состоялось заседание Ученого Совета МЕДСИ в гибридном формате, с онлайн-участием международных экспертов, под председательством научного руководителя КДЦ на Белорусской, профессора Геннадия Александровича Коновалова. Участники заседания – члены Ученого Совета — обсудили одну из наиболее актуальных тем на сегодняшний день — «Что мы знаем об «омикроне» и его последствиях». Несмотря на то, что в России и в некоторых странах Европы уже полностью или частично сняты коронавирусные ограничения, говорить о победе над заболеванием — пока преждевременно. Новые штаммы коронавируса бросают решительные вызовы врачебному сообществу. Как на них реагировать и какие меры предпринять в текущей ситуации, рассказали в ходе Ученого Совета ведущие эксперты по актуальным вопросам диагностики и лечения коронавирусной инфекции. Представленные доклады вызвали огромный интерес и активное обсуждение как среди онлайн-аудитории, так и присутствующих в конференц-зале.
Заседание началось с торжественной части — 14 марта основатель и председатель Ученого Совета ГК МЕДСИ, научный руководитель Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Белорусской, руководитель Центра диагностики и инновационных медицинских технологий КДЦ на Белорусской, доктор медицинских наук, профессор Геннадий Александрович Коновалов отметил юбилей.
Профессор является автором более 500 научных трудов и изобретений, лауреатом Премии Ленинского Комсомола, лауреатом Премии Правительства РФ, академиком Международной академии наук, членом Национальной липидной ассоциации США, членом Европейского общества кардиологов, членом Правления Национального общества атеросклероза России, экспертом с международным именем, сделавшим огромный вклад в развитие отечественной липидологии. Более 35 лет назад профессор Коновалов первым в России начал применять инновационные разработки — иммуносорбционные методы лечения для пациентов с тяжелыми, наследственными нарушениями липидного обмена, которые до этого практически не имели шансов на полноценную жизнь. В 2004 году под руководством Геннадия Александровича был создан первый центр компетенции МЕДСИ — Центр экстракорпоральных методов лечения, один из лучших в Европе и США. С его именем связаны и другие значимые события в жизни компании: создание в 2009 году Ученого Совета МЕДСИ, выпуск «Вестника МЕДСИ», который стал первым научным медицинским журналом в практике частных клиник. В июле 2020 года в КДЦ на Белорусской начал свою работу Центр диагностики нарушений у пациентов, перенесших COVID-19, и профилактики тяжелых осложнений в случае повторного инфицирования.
Президент ГК МЕДСИ Брусилова Елена Анатольевна, члены Ученого Совета поздравили Геннадия Александровича с юбилеем. Елена Анатольевна поблагодарила профессора за его труд, преданность профессии и умение объединить вокруг себя лучших экспертов и ведущих медицинских специалистов в России и мире.
В продолжение торжественной части заседания Геннадий Александрович обратился с приветственным словом к членам Ученого Совета. Он еще раз отметил актуальность обсуждаемой темы: «Несмотря на то, что идет спад ковидной инфекции, ситуация в мире по-прежнему остается тревожной: в Китае вспышка новой разновидности «омикрона» — более тяжелой, в отличие от текущего штамма; начинает возобновлять ограничения Европа; отмечается вспышка заболевания в Германии. Я думаю, в Россию эта волна также дойдет. Мы, конечно, уже проделали большую работу по изучению инфекции, но многое до сих пор непонятно. И сегодня в ходе заседания выступят признанные лидеры, известные не только в нашем Центре, но и во всем мире».
Участников мероприятия в онлайн-формате приветствовал член Ученого Совета Стефан Шуко, доктор медицинских наук, заведующий отделением по работе с иностранными пациентами центра неврологической реабилитации Rehaklinik Zihlschlacht (Швейцария). Он отметил, что ситуация с омикроном в Европе, и особенно в Германии, нестабильна — количество пациентов увеличивается, но болезнь протекает по большей части в легкой форме.
«Что касается Швейцарии, то у нас сняты почти все ограничения, которые при «дельте» очень строго соблюдались. Сейчас осталось только два требования — носить маски в общественном транспорте и в учреждениях здравоохранения (больницах и домах престарелых). К концу месяца ожидаются новые послабления. Но мы видим грядущую волну, относимся к ней настороженно, и мы готовы и к тому, что ограничения на какое-то время продлят. В то же время мы учимся жить с коронавирусом, чтобы наши рабочие процессы и наша жизнь дальше не страдали от этих ограничений».
О том, что «омикрон» — это не далеко не «последнее слово» COVID-19, и о полной победе над болезнью говорить пока рано, рассказала и Шестакова Ирина Викторовна, профессор, доктор медицинских наук, врач-инфекционист КДЦ на Белорусской, президент Международной Ассоциации специалистов в области инфекций (МАСОИ), ранее главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по инфекционным заболеваниям, член Ученого Совета ГК МЕДСИ.
Ирина Викторовна представила доклад «Новая коронавирусная инфекция (COVID-19), вызванная VOCS OMICRON и DELTA: от эпидемиологии до профилактики. Что дальше?», в котором подробно рассказала об особенностях инфицирования и течения заболевания при новом штамме коронавируса и его последствиях.
Она отметила, что только в ноябре-конце декабря 2021 года во всех странах мира доминировал штамм «дельта». В свою очередь «омикрон» начал набирать силу в конце ноября. Но скорость его распространения в кратчайшие сроки привела к тому, что уже к концу января 2022 года именно этот штамм стал лидирующим. Наблюдения, проведенные в период с января по начало марта, показали, что теперь у «омикрона» есть уже как минимум три подвида, и из этих субвариантов на первое место по распространению выходит самый неприятный из них — OMICRON BA-2 (так называемый «стелс-омикрон»). Вспышки в Китае и Германии вызваны именно этим штаммом.
При этом субвариант BA-2 на 30% и в 17 раз более способен, чем BA-1 и «дельта», избегать текущих вакцин. Очень высокая вероятность повторного заражения. Риск реинфекции при «дельте» был повышен, но при этом перенесенная ранее инфекция «защищала» от инфицирования на 92–100%. «Омикрон» имеет более высокую вероятность повторного заражения, которое возможно уже через два месяца после инфицирования.
«На сегодняшний день приток новых случаев заражения после небольшого снижения составляет +8%. В то же время при «омикроне» у нас максимальное число заболевших в сутки составляет 200–400 тыс. людей, когда до этого самый большой пик был 41 тыс. в сутки. В то же время летальность в целом снижается. Однако многие регионы сообщают, что состояние по снижению летальности также непостоянное», — добавила профессор.
Количество госпитализаций при первом «омикроне» 1 к 9, большинство пациентов обращаются только за амбулаторной помощью. Но вирус более заразен — гонконгские исследования на выборке из 5 тыс. человек показали, что в среднем инкубационный период длится 1,28 дня.
Продолжила заседание Шаповаленко Татьяна Владимировна, профессор, доктор медицинских наук, главный врач Клинической больницы МЕДСИ в Отрадном, член Ученого Совета ГК МЕДСИ. В докладе «Омикрон» — стационарный этап лечения. Тактика ведения пациентов» она рассказала об особенностях лечения коронавирусной инфекции, вызванной новым штаммом, в стационаре.
«Вирус отличается высокой контагиозностью, что является вполне амбулаторным признаком. Но в зоне риска — медицинский персонал. Такой массовой заболеваемости не наблюдалось в нашей больнице ни при уханьском штамме, ни при дельте», — отметила Татьяна Владимировна. Профессор также обратила внимание, что стандартные ПЦР-тесты не ориентированы на выявление «омикрона». Требуются иные тест-системы, и Клиническая больница МЕДСИ в Отрадном в текущей ситуации быстро перестроилась под новые реалии, и всего за неделю был отмечен резкий рост числа госпитализированных пациентов с «омикроном» — с 42% до 94%.
Изменился и профиль пациента. При заболеваемости новым штаммом COVID госпитализировались в основном дети до 5–6 лет и пациенты старше 65 лет, а также больные с онкопатологией, лимфопролиферативными заболеваниями, сахарным диабетом, злокачественным течением артериальной гипертензии, ХОБЛ и бронхиальной астмой.
Симптоматика во многом повторяла течение заболевания при «дельте», но появились и особенности. В первую очередь, это насморк. Кроме того, у госпитализированных отмечалась нарастающая одышка при отсутствии пневмонии. То есть диагностировалась выраженная дыхательная недостаточность, которая купировалась кислородом. Помимо этого, болезнь начиналась с боли в горле, симптомов интоксикации (головная боль, слабость), не купируемого подъема температуры до 37,5–38,5 градусов.
Среди показаний для госпитализации отмечались: длительная интоксикация и лихорадка, присоединение бактериальной инфекции (риниты, пансинуситы, ларинготрахеиты, трахеобронхиты, пневмонии), декомпенсация хронических заболеваний. Несколько изменились и особенности лечения заболевания. Стандартные выработанные схемы применялись с большой осторожностью. Некоторые препараты оказались неэффективными, тогда как при «дельте» показывали хороший результат. Практически всем пациентам проводилась общеукрепляющая и симптоматическая терапия и лечение с применением оксида азота, а вот использование моноклональных антител и антибиотиков — строго по показаниям.
С докладом «Особенности течения «омикрона» у детей» выступила Семенычева Татьяна Вячеславовна, кандидат медицинских наук, главный врач детских клиник МЕДСИ на Пироговской и в Благовещенском переулке, врач-педиатр, аллерголог-иммунолог, член Ученого Совета ГК МЕДСИ.
Она повторила слова коллег, что при «омикроне» увеличилось число заболевших детей, в том числе тех, кому требовалось стационарное лечение. При этом ситуация осложнялась проблемами с диагностикой — домашний антиген-тест не показывал верного результата, при обращении к врачу начиналась длинная цепочка диагностического поиска. «Сразу при поступлении пациента мы проводили комплексный суммарный тест на антитела классов IgA, IgM и IgG, что помогало нам диагностировать заболевание при отрицательных результатах ПЦР. Такой тест имеет высокую специфичность 100% и чувствительность 99,8%, выполняется методом усиленной хемилюминесценции в собственной лаборатории МЕДСИ на анализаторе экспертного уровня. Срок выполнения исследования — 1 сутки», — рассказала Татьяна Вячеславовна.
Самое сложное было и то, что дети не только болели, но и страдали от постковидных осложнений. Чтобы минимизировать последствия заболевания, в детских клиниках МЕДСИ разработали комплексное первичное обследование для диагностики коронавирусной инфекции, в том числе штамма «омикрон».
Особое внимание Татьяна Вячеславовна обратила на тех пациентов, кто находится в группе риска. Это младенцы (до 1 года), дети с дефицитом массы тела, железодефицитной анемией, бронхиальной астмой и другими бронхолегочными патологиями, пороками сердца, онкозаболеваниями, иммунодефицитными состояниями и т. д.
По сравнению с первыми волнами, COVID штамма «омикрон» у детей протекал с определенными особенностями. Наблюдались острые ангинозные формы, длительные аденоидиты, поражение конъюнктивы и другие офтальмологические нарушения, длительные полиморфные экзантемы, длительные плохо купируемые лихорадочные состояния, устойчивые и длительные изменения лабораторных показателей.
Не менее тяжело протекал и постковидный период. «В связи с этим мы разработали комплексную программу реабилитации детей в амбулаторных условиях, которая включала в себя функциональную диагностику и такие процедуры, как дыхательная гимнастика, массажи, ЛФК, гидротерапия, электрофорез, ингаляции, кислородные ванны и многое другое», — подытожила свое выступление Татьяна Вячеславовна.
Заключительный доклад «Что нам ждать в будущем?» представил Чучалин Александр Григорьевич, академик РАН, вице-президент ЮНЕСКО, директор НИИ пульмонологии, ранее председатель Совета по этике Минздрава России, заведующий кафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель председателя Ученого Совета ГК МЕДСИ по терапевтическим специальностям. Академик Чучалин награжден орденами «Знак почета» и «За заслуги перед Отечеством», трижды Лауреат Государственной премии Правительства РФ.
Александр Григорьевич отметил, что ответить на вопрос относительно дальнейшей судьбы коронавируса довольно сложно, потому что до сих существует много непонятного и необъяснимого как в отношении самого вируса, так и в целом в вопросах того, что происходит с человеком. «Сегодня мы столкнулись с совершенно новой ситуацией, и наряду с вопросом, почему человек так восприимчив к этой инфекции, особое место занял вопрос, почему вирус так быстро мутирует, что является триггером для этого? И здесь нам явно не хватает знаний. А традиционный подход к иммунитету приводит нас в тупик», — отметил Александр Григорьевич.
Он обратил внимание, что при новой коронавирусной инфекции реакция иммунитета схожа с реакцией на онкологические заболевания — иммунная система «не узнает» чужеродный элемент, и местный иммунитет не реагирует на вирус как на возбудителя. Поэтому одной из основных задач на сегодня является более глубокое и тщательное изучение врожденного иммунитета и его механизмов. Суть в том, чтобы повысить врожденный иммунный ответ на местном уровне, однако на данный момент нет ни одной вакцины, способной регулировать эти процессы. Решив эту проблему, мы, вероятно, приблизимся также к тому, чтобы с большим успехом лечить онкопатологии. Есть сообщения о заболевании коронавирусной инфекцией животных и даже растений, и это вызывает тревогу.
Однако, он добавил, что все-таки удалось добиться и значительных успехов в лечении коронавирусной болезни. Причем оказались эффективными самые простые методы, например, использование в терапии лечебных газов. Академик рассказал об опыте применения кислорода, оксида азота, водорода в лечении больных с коронавирусной инфекцией. Эти газы помогают восстановиться и, более того, способствуют прекращению репликации вируса.
Но, как отметил еще раз в заключение Александр Григорьевич, пока не будут даны ответы на основополагающие вопросы о природе человеческого иммунитета и мутации вируса, будущее пандемии останется туманным.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS