На хирургическое лечение в Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина (Новосибирск) малыша экстренно доставили на реанимобиле из Омска на 13 сутки после рождения. Без своевременного вмешательства кардиохирургов ребенок бы погиб.
Малыш появился на свет раньше срока весом 1,600 г с множественными аномалиями развития сердечно-сосудистой системы. У ребенка диагностировали большие дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок (патологическое сообщение между предсердиями и желудочками сердца, провоцирующее смешение насыщенной (артериальной) и обедненной кислородом (венозной) крови, а также прогрессирующее повышение давления в легочных сосудах), коарктацию аорты (выраженное локализованное сужение просвета главного кровеносного сосуда организма – аорты, в области впадения в нее артериального протока) с сопутствующей гипоплазией (недостаточным развитием) дуги аорты, открытый артериальный проток (эмбриональный сосуд, соединяющий аорту с легочной артерией, который в норме закрывается в первые дни жизни ребенка).
«Маловесные дети тяжело переносят «открытые» вмешательства. По этой причине в своей практике мы стараемся максимально уменьшить хирургическую агрессию в лечении таких пациентов, относящихся к группе риска по развитию осложнений и неблагоприятных исходов. Поэтому Прежде всего рассматриваем возможность проведения эндоваскулярной или гибридной (сочетающей в себе этапы эндоваскулярной и «открытой» хирургии) процедуры. Такой подход с использованием малотравматичного паллиативного вмешательства позволяет нам отложить большую открытую операцию, чтобы ребенок смог подрасти и набрать достаточный вес. В данном случае выполнить стентирование открытого артериального протока для поддержания достаточного кровотока в нижней половине тела (ниже места максимального сужения аорты), и тем самым обеспечить перфузию органов брюшной полости, технически не представлялось возможным из-за анатомических особенностей протока и высокого риска дислокации стента. В этой ситуации в связи с отсутствием альтернативы мы пошли на «открытую» операцию», – комментирует сердечно-сосудистый хирург Наталия Романовна Ничай.
В ходе вмешательства без использования искусственного кровообращения хирурги выполнили коррекцию коарктации аорты с гипоплазией дуги, перевязали и пересекли открытый артериальный проток, а также сузили ствол легочной артерии, чтобы ограничить поток крови через нее, тем самым профилактируя развитие легочной гипертензии (повышенного давления в легочной артерии) на фоне патологического сообщения между предсердиями и желудочками сердца.
«Малыш неплохо перенес операцию и был выписан на восьмые сутки после вмешательства. В этом большая заслуга нашей команды анестезиологов-реаниматологов, которые сумели оперативно подготовить ребенка к «открытому» хирургическому вмешательству после транспортировки, являющейся колоссальным стрессом для организма, а после операции выходили и подготовили малыша к переводу в стационар по месту жительства», – говорит Н.Р. Ничай.
В будущем, Когда малыш подрастет и наберет вес ему предстоит радикальная коррекция дефектов межпредсердной и межжелудочковой перегородок в условиях искусственного кровообращения.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS