Пандемия коронавирусной инфекции идет на спад, но медики продолжают о ней говорить. На площадке ПМЭФа прошла сессия «„Долгий“ COVID: время быстрого реагирования».
Long-ковид является затяжной формой осложнений после перенесенной болезни и подразумевает наличие клинической симптоматики от 4 до 12 недель. Это период, когда вирус продолжает жить в организме человека, но не всегда проявляется. Ковид может нанести множество системных поражений организму, затрагивая, в первую очередь, сердце и сосуды, а также бронхолегочную и эндокринную системы.
По словам генерального директора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Евгения Шляхто, влияние вируса на сердечно-сосудистую систему не ограничивается острым периодом. Данные российских и зарубежных медиков говорят о том, что даже при легком течении COVID, около трети пациентов имеют маркеры повреждения миокарда.
«Мы уже имеем данные, что COVID заканчивается, а по первым месяцам 2022 года мы видим увеличение смертности числа больных с хронической сердечной недостаточностью. Основными причинами смерти у этих пациентов были сосудистые нарушения, нарушения ритма, тромбозы, острый коронарный синдром, инсульт, и все, что связано с болезнями кровообращения» — говорит Евгений Шляхто.
Главный внештатный пульмонолог Минздрава России по ЦФО Андрей Малявин рассказал о том, что происходит с дыхательной системой, являющейся одной из главных мишеней для коронавирусной инфекции. Когда поражается респираторный тракт, состояние пациента серьезно отягощается — вплоть до острого респираторного дистресс-синдрома и смертельного исхода. “У нас есть наши национальные достижения. Наряду с импортными антифибротическими препаратами существуют доступные отечественные, успешно применяющиеся во врачебной практике. Они не позволяют организующейся пневмонии перейти в фиброз. И если уже развился фиброз, не дают ему распространяться. В частности, я назову препарат Лонгидаза, который зарекомендовал себя при терапии пациентов с изменениями в легких после ковида”.
Возбудители вирусных инфекций могут по-разному влиять на организм человека, подавляя определенные системы противовирусной защиты. Директор ФГБУ «Научно-исследовательский институт гриппа имени А.А. Смородинцева» Минздрава РФ Дмитрий Лиознов акцентировал внимание на профилактике и усилении иммунитета в острой фазе инфекционного процесса, а также реабилитации пациентов после перенесенного ковида. Для поддержки иммунитета медики часто назначают пациентам иммуномодуляторы.
«Для коррекции работы иммунной системы уже есть отечественные научные разработки. Одним из таких лекарственных средств является азоксимера бромид (Полиоксидоний), который хорошо показал себя в наших исследованиях для профилактики коронавирусной инфекции у врачей, работавших в период пандемии в красных зонах. Исследования по применению препарата у пациентов также показали, что он способствует облегчению симптомов при пост-ковиде.
Эксперты заявили и о важности прохождения углубленной диспансеризации, направленной на раннее выявление осложнений. Из 11 миллионов пациентов, которым показана углубленная диспансеризация в 2022 году, прошли её пока только около 1,5 млн. человек. По ее итогам пациента либо ставят на диспансерное наблюдение, либо направляют на реабилитацию – амбулаторно или в стационар.
«Эта выстроенная продуманная система должна позволить нам не потерять ни одного пациента, как можно раньше выявить возможные осложнения, и предоставить необходимую помощь», — сообщила Оксана Драпкина, академик РАН, профессор, д.м.н., главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава РФ.
Сегодня во всех регионах России создана и продолжает развиваться система реабилитационных центров для пациентов с ковидом. Проект направлен на повышение доступности и качества медицинской реабилитации и предполагает полное современное технологическое оснащение, имеющееся в нашей стране.
«Тренд на постковидную реабилитацию должен быть не завтра, а уже сегодня и еще вчера» — отметила первый заместитель руководителя ФМБА России Татьяна Яковлева. Она также добавила необходимость создания таких условий, при которых пациенты легко пройдут диспансеризацию и сразу же будут отправлены на реабилитацию. Только тогда система начнет действовать массово. «Очень часто поступают ко мне вопросы: «Но это же COVID, надо же специальные структуры выстраивать!» – никаких специальных структур не надо. Все те реабилитационные отделения, центры, которые существуют, подходят под реабилитацию. Надо только правильно найти нарушения и их лечить».
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS