Реконструктивная медицина применяется в различных направлениях медицины. Задача хирургов — не только вернуть эстетичный внешний вид на проблемном участке, но и восстановить функции тканей и органов. О возможностях современных клеточных технологий в челюстно-лицевой хирургии рассказал профессор Андрей Алексеевич Орлов на заседании Ученого Совета ГК МЕДСИ, которое состоялось 27 сентября в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Белорусской под председательством профессора Геннадия Александровича Коновалова.
В докладе «Применение клеточных технологий и PRP при реконструкции челюстей и мягких тканей лица» Андрей Алексеевич Орлов, профессор, челюстно-лицевой хирург, главный научный сотрудник лаборатории клеточных технологий Института общей патологии и патфизиологии Федерального агентства научных образований (ФАНО) Российской академии наук, член Ученого Совета ГК «МЕДСИ», рассказал о возможностях реконструктивно-пластической хирургии челюстно-лицевой области.
Такие операции, как правило, проводятся при различных травмах, врожденных дефектах лица, последствиях заболеваний, когда происходит деформация костных или мягких тканей. Ранее для подобных вмешательств использовались свободные трансплантаты, сегодня же все большее предпочтение отдается собственным тканям пациента, которые показывают очень высокую приживаемость. Самыми используемыми являются микрососудистые аностамозы и биоинженерные конструкции, представляющие собой искусственный материал, который впоследствии заполняется собственной клеточной массой и встраивается в область дефекта.
«Когда мы только начинали работать в этом направлении, нам надо было понимать и сам механизм, и как клеточные технологии могут находиться в этом месте, и что они там будут делать. И мы пришли к выводу, что собственные ткани являются стопроцентным гарантом, чтобы изменять и увеличивать объем собственной ткани», — отметил Андрей Алексеевич.
Цель введения мезенхимных стромальных клеток (МСК) — повышение локальной концентрации хемокинов, ростовых факторов, оказание системного эффекта на кость и жировую ткань и одновременная стимуляция ангиогенеза, что приводит к мобилизации регенерационного потенциала. Иными словами, эти стволовые клетки, «прилипая» к трансплантату, могут дифференцироваться в клетки различных тканей и начать выполнять их функции.
Для этого, в частности, используется Chron-Os — синтетический пористый заменитель костного матрикса, или искусственная кость. Он обладает определенной пористостью и способностью нести нагрузки. Главный путь терапевтического остеогенеза — увеличить долю остеобластов в остеонах, создать новые остеоны в трабекулах и костных пластинках и улучшить васкуляризацию новых остеонов.
«Во время экспериментальной работы на крысах мы использовали ксеногенные, а также ауто- и аллогенные плюрипотентные мезенхимальные клетки, но выбор для дальнейших исследований сделали в пользу аутологичного материала. Далее исследовали стимулирующее влияние на остеогенез остеопластического материала Chron-Os совместно с аутологичными МСК. И если введение ксеногенных клеток приводило к иммунной реакции уже на третьи сутки, то введение аутогенных клеток в гиподерме не привело к иммунной реакции. При этом клетки оказали выраженный противовоспалительный эффект, что позволило сказать, что никакой иммунной реакции на применение собственных клеток не будет», — рассказал профессор.
Эти исследования позволили использовать данные технологии в реконструктивной челюстно-лицевой хирургии. Разработанный метод позволяет устранить дефекты кости на большом протяжении и восполнить утраченную часть кости, нужной формы и размера, без забора собственной костной ткани пациента.
Также Андрей Алексеевич рассказал о роли PRP (плазма крови, обогащенная тромбоцитами) в челюстно-лицевой хирургии, в том числе в косметологии и пластической хирургии. PRP, участвуя в генерации фибрина и тромбина, оказывает существенное воздействие на гемостаз и может быть успешно использована для остановки кровотечения при проведении хирургических вмешательств. Кроме того выявлен антибактериальный эффект PRP, в частности против метициллин-чувствительного и метициллин-резистетного золотистого стафилококка и кишечной палочки.
В заключение профессор добавил, что ключевыми факторами остеогенеза и фиброгенеза являются адекватная реваскуляризация, способность к процессам индукции в жировых тканях стволовых, прогениторных клеток, которые обеспечивают и поддерживают адекватный ангио- и адипогенез.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS