Центр развития потребительского рынка СКОЛКОВО в своем исследовании отмечает, что потребление алкоголя в России, снижавшееся с 2008 года, в 2020 году вновь начало расти. Стимулами к этому послужили пандемия COVID-19, снижение доходов населения и рост потребительских цен.
Общий объем продаж алкоголя на 1 человека (15+) в 2020 г. увеличился до 7,6 л (в литрах чистого спирта) в сравнении с 2019 г. – 7,4 л.
В 2020 г. в сравнении с 2019 продажи крепкой АП выросли на 4,4% и достигли 103 млн дал; продажи вина выросли на 3%, игристого вина на 4%, фруктового вина на 17%. Продажи пива и пивных напитков выросли на 3,7%, до 748 млн дал.
Доля потребляющих пиво увеличилась на 8 п.п. (54% опрошенных потребляют пиво по данным опроса РМЭЗ ВШЭ); доля потребляющих водку в возрасте с 45 до 54 лет выросла на 11 п.п., а среди потребителей 55 лет и старше – на 20 п.п. в основном за счет смещения выбора в сторону дешевой водки. Изменение структуры потребления в сторону увеличения доли слабоалкогольных напитков остановилось и возобновился рост потребления крепкого алкоголя.
Наряду с этим с 2019 по 2021 год продолжились рост акцизов и минимальных розничных цен на легальную алкогольную продукцию, а также удорожание себестоимости производства алкогольной продукции. Все это делает легальный алкоголь экономически более недоступным. Низкодоходные категории потребителей, стремясь к экономии, смещают выбор в сторону более дешевого, менее качественного и менее безопасного алкоголя.
Теневой рынок, чутко реагируя на институциональные и экономические изменения, начал расти, преимущественно за счет экономически и физически доступного сегмента – дешевой нелегальной водки.
- В марте 2020 г. в 2 раза увеличилось количество поисковых запросов на доставку АП в «Google».
- В 2021 году «доставку алкоголя» в «Яндекс» ежемесячно запрашивают до 134 тысяч раз и выше.
- Количество поисковых запросов «самогонный аппарат купить» в «Яндекс» в ноябре 2021 г. достигло 186 тысяч на фоне ежемесячных – 128 тысяч запросов.
- «Алкоголь круглосуточно» в 2021 году в «Яндекс» ежемесячно запрашивают до 54 тысяч раз и выше.
По данным Group-IB объем интернет-продаж в 2021 году составил 2,7 млрд руб., эксперты потребительского рынка, по данным Центра Сколково, оценивают онлайн продажи алкоголя в 11 млрд руб.
Объем нерегистрируемого потребления крепкого алкоголя в 2019 году составлял 30 — 40% от общего потребления, в 2020 достиг 34 — 44%.
С ростом теневого алкогольного рынка обострились сопряженные с ним социальные и экономические риски.
- Количество осужденных за незаконное производство АП выросло на 8,3% за 2020 год.
- Смертность от злоупотребления АП впервые за 10 лет выросла за 2020 г. на 6,3%.
Ежегодные пики смертности от злоупотребления алкоголем приходятся на праздничные дни с максимумом в новогодние праздники. С 2000 по 2019 год избыточная смертность в эти дни достигла 89 тысяч человек. Количество детей в возрасте 0–14 лет, погибших от алкоголя в новогодние праздники с 2011 по 2019 год, превышает 4 тысячи человек.
К экономическим рискам можно отнести ежегодное недополучение государством акцизов на сумму, превышающую 84 млрд рублей.
Эксперты сделали вывод, что теневой рынок алкоголя находится в зоне плоходоступной контролирующим органам. Поэтому необходимы иные, более эффективные инструменты контроля производства и оборота алкоголя, а также методы борьбы с теневым рынком алкоголя. Его существование обходится слишком дорого.
Результаты исследования будут представлены к рассмотрению на заседании Межфракционной рабочей группы по защите здоровья граждан от табачной, алкогольной и наркотической угроз Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации 26 января 2022 года.
Отчет «Текущее состояние теневого рынка алкогольной продукции» (скачать, pdf).
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS