7 апреля в рамках Школы атопических заболеваний МЕДСИ состоялся онлайн-симпозиум на тему «Хроническая спонтанная крапивница: как достичь контроля над заболеванием». Спикеры подробно обсудили каждый из этапов лечения крапивницы, а также дали совет своим коллегам о тактике ведения пациентов в сложных терапевтических случаях.
Симпозиум открыла Курдина Мария Игоревна, доктор медицинских наук, профессор, член Ученого Совета ГК МЕДСИ, с докладом «Путь пациента с хронической спонтанной крапивницей: взгляд дерматолога». В своем выступлении она отметила, что тема хронической спонтанной крапивницы (ХСК) связана с определенными терапевтическими трудностями, с которыми сталкиваются как врачи-дерматологи, так и аллергологи, иммунологи, педиатры и другие специалисты, которые ведут пациентов с данным заболеванием. Проблема заключается в том, что такие больные «путешествуют» от одного врача к другому, и эти походы по специалистам превращаются в замкнутый круг, а крапивница, тем временем, продолжает сказываться на состоянии и качестве жизни пациента.
«Тем не менее, существует определенная схема ведения пациента. Терапия таких больных начинается с антигистаминных препаратов II поколения. Правда, у многих из них есть побочные эффекты, такие как сонливость, усталость, вялость, головные боли, тошнота. В наименьшей степени эти побочные эффекты выражены у «Фексофенадина» и «Рупатадина», — рассказала Мария Игоревна.
На сегодняшний день несколько изменились и принципы ведения пациентов с помощью антигистаминных средств. Так, если раньше использовались сразу несколько препаратов, то сейчас предпочтение отдается монотерапии, так как лекарства не усиливают действия друг друга, а вот количество побочных эффектов удваивается.
В случае, когда стандартная терапия антигистаминными препаратами не дала ощутимого результата, можно назначить повышенную дозу этих средств. Не всегда, правда, в инструкциях к препаратам прописаны такие дозы, напомнила спикер. «Повышение дозы всегда должно быть обосновано, пациент должен подписать информированное согласие. Также желательно, чтобы увеличение дозы было утверждено врачебной комиссией или консилиумом врачей. При этом необходимо учитывать, что лишь в 50–60% случаев такое лечение окажется эффективным. Примерно половина пациентов не отвечают на терапию антигистаминными препаратами даже в высоких дозах», — добавила профессор.
В таких случаях к терапии антигистаминами в высоких дозах добавляется генно-инженерный препарат «Омализумаб». Это рекомбинантные гуманизированные моноклональные антитела против IgE, которые селективно связываются со свободным IgE и высокоаффинным IgE-рецептором. Препарат начинает действовать буквально сразу после инъекции. Его интенсивность нарастает прямо пропорционально длительности терапии. При неэффективности Омализумаба терапию можно дополнить препаратом «Циклоспорин А».
Симпозиум продолжила Данилычева Инна Владимировна, кандидат медицинских наук, в. н. с., ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России, руководитель GA2LEN UCARE центра, с докладом на тему «Принципы ведения пациентов с хронической спонтанной крапивницей в реальной клинической практике».
Она рассказала, что, помимо пошаговой схемы лечения пациентов с ХСК, важно помнить о нескольких базовых принципах, первым из которых является ограничение или устранение причин или триггеров, которые могут вызывать и поддерживать крапивницу. Не стоит упускать из вида и сопутствующие заболевания, которые могут запустить начало крапивницы или повлиять на тяжесть течения.
«Безусловно, любой из пациентов требует постоянного наблюдения и оценки эффективности терапии, целью которой является достижение полного контроля над заболеванием. Для этого используются шкалы, которые пациент может заполнять самостоятельно: UCT (Тест по контролю надо крапивницей), UAS7 (Шкала активности крапивницы за 7 дней), AAS (Шкала активности ангиоотека), DLQI (Показатель дерматологического индекса качества жизни). Важно, чтобы пациент вел и дневник самонаблюдения, что поможет врачу отслеживать ход лечения», — сказала Инна Владимировна.
Спикер также представила данные исследований по эффективности «Омализумаба» при терапии ХСК. По данным 45 исследований, количество пациентов с полным ответом на «Омализумаб» составляет 72%, при этом почти 86% из них достигли полного ответа на первой неделе терапии. Частичный ответ был у 17,8% испытуемых. Нежелательные явления (головная боль, назофарингит) наблюдались у 4% пациентов, что, впрочем, не являлось причиной прекращения лечения.
Есть также и пациенты с медленным ответом, сопутствующими ангиоотеками и другими симптомами. Соответственно, если терапия «Омализумабом» на начальных этапах не дала результата, не стоит ее отменять.
«Мы провели и свое исследование, длившееся с 2014 по 2019 годы, в котором приняли участие 91 пациент. Полный ответ достигнут в 73,6% случаев, неполный — в 18%. У 8,8% пациентов этот ответ отсутствует», — в завершение поделилась Инна Владимировна.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ — ОБРАТИТЕСЬ К СПЕЦИАЛИСТУ!
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS