Пандемия стала драйвером роста спроса на цифровые технологии, в особенности в медицинской отрасли. Только в Москве с сентября по октябрь врачи провели более 13 тысяч онлайн-консультаций пациентов, в том числе с подтвержденным диагнозом COVID-19. К тому же, телемедицинские технологии способны решить целый ряд проблем в системе здравоохранения. Во-первых, во многих регионах России существует дефицит медиков. На конец 2018 года в России были незакрытыми около 50 тыс. вакансий врачей и еще около 50 тыс. вакансий среднего медицинского персонала. В прошлом году ситуация ухудшилась из-за роста заболеваемости COVID-19 среди медиков, ведущих плановый прием. Телемедицина способна повысить доступность медицинской помощи в регионах и снизить нагрузку на местных врачей. Во-вторых, технология позволяет упростить взаимодействие между специалистами, например для проведения врачебных консилиумов. По прогнозам экспертов в ближайшие годы спрос на телемедицину вырастет на 40-50%.
Развитие телемедицины идет по двум направлениям: «врач – врач» и «врач – пациент». В первом случае консультирование организовано между лечебными учреждениями разного уровня. Благодаря единой базе данных врачи из региональных больниц могут направить сведения о пациенте в федеральный центр для анализа, оперативно получить обратную связь. В перспективе использование телемедицинских технологий не только упростит коммуникацию между специалистами, но и облегчит ежедневную работу врачей.
Телемедицинские консультации формата «врач – пациент» стали особенно востребованы с начала пандемии. В 2020 году количество онлайн-обращений к врачам по некоторым оценкам увеличилось почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. В период самоизоляции в специалистами ФНКЦ каждый день проводились дистанционные консультации. Самая частая причина обращений за медицинской помощью: повторная консультация специалиста после очного приёма, а также запрос второго медицинского мнения. Особенно востребованы «узкие» специалисты: онкологи, хирурги, нейрохирурги, кардиохирурги, эндокринологи, маммологи, неврологи, кардиологи.
Сервисы телемедицины позволяют получить консультацию врача из любой точки страны, а также за ее пределами. Согласно статистике ФНКЦ на пользователей из регионов приходится более 60 % дистанционных консультаций. Большая часть обращений в Центр зафиксирована из На сегодняшний день в 130 населенных пунктах России нет доступа к первичной медико-санитарной помощи. Для жителей этих районов телемедицинские технологии особенно актуальны. Пациенты могут обратиться к врачу в любое время: запросить расшифровку анализов, проконсультироваться о наличии симптомов заболевания и получить рекомендации по лечению или направление на прием к профильному специалисту, узнать второе врачебное мнение по полученному назначению. Телемедицинские технологии позволяют жителям регионов выбрать клинику для прохождения лечения без предварительного посещения медучреждения.
«Опыт прошлого года показал, что часть функций системы здравоохранения может быть успешно реализована в дистанционном режиме. Например, в Европе сейчас клиники активно используют телемедицинские технологии для организации удаленных опросов разных групп пациентов и проведение консультаций для больных COVID-19, лечащихся на дому. В России подобный проект был запущен только в Москве, но с декабря 2020 года телемедицинские центры для пациентов с коронавирусом, внебольничной пневмонией, ОРВИ и гриппом начали организовать по всей стране. Такие механизмы взаимодействия останутся востребованными и после окончания пандемии», — прокомментировала Зыкова Ирина Витальевна, Руководитель по амбулаторно-поликлинической работе ФНКЦ ФМБА России.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS