Ирина Ковалева, детский невролог
Семилетняя Алина так ждала, когда начнется школа! Родителям казалось, что дочка готова к ней на все сто: в детском саду воспитательница доверяла ей книжки ребятам из группы читать. Алина не только читает, но и пишет, и считает, и задачки решает замечательно! Но первого сентября на последнем уроке учительница задержалась на 5 минут после звонка, и тех, кто выглядывал из класса – не идет ли она? – поставила в угол до конца занятия. И умницу Алину тоже! На второй день учебы в школу уже девочке идти не хотелось совсем, а к концу учебной недели она совсем выдохлась.
Утром девочку было не добудиться, а домой она возвращалась вялая, от еды отказывалась, жаловалась на головную боль и ложилась спать, хотя от дневного сна уже год как отказалась! Мама позвонила своей знакомой – детскому неврологу, а та прямо по телефону поставила диагноз: «У вашей девочки синдром первоклассника, он же – синдром дезадаптации. На положительных эмоциях приспособиться к школьной нагрузке легче, но строгая учительница наказанием выбила Алину из колеи, и вот результат». Впрочем, даже при самой благоприятной психологической обстановке в классе от синдрома первоклассника в той или иной степени страдает каждый ребенок, который только начинает ходить в школу.
Привыкаем к школе
Эмоциональный и физический спад, наступающий практически у всех первоклашек к концу первой школьной недели, врачи рассматривают как признак дезадаптации – нарушения приспособительных механизмов, которые помогают ребенку привыкнуть к переменам в его жизни. На ломку привычного режима, резко возросшую эмоциональную и умственную нагрузку накладываются сезонные моменты. Лето переходит в осень, наступает похолодание, атмосферное давление скачет, погода капризничает. Все эти неблагоприятные факторы, как нарочно, сошлись в одной точке, чтобы испытать детский организм на прочность.
Признаки синдрома дезадаптации – раздражительность, повышенная утомляемость, немотивированные капризы, плохой аппетит, сонливость, потребность вздремнуть после школы и нарушения ночного сна. Под влиянием накопившихся за день впечатлений ребенок перевозбуждается и долго не может уснуть вечером, вздрагивает и разговаривает во сне. Все это обычно длится 2–3 недели, а затем детки втягиваются в новое расписание и адаптируются к школьной жизни. Чтобы сделать вхождение в нее первоклассников более плавным, сначала с ними проводят 3 урока по 30 минут, в конце сентября – уже 4, а потом увеличивается и продолжительность каждого урока до 35–40 минут.
Совет
- С первого учебного дня придерживайтесь четкого режима дня и не отступайте от него – тогда ребенку будет проще привыкнуть к переменам.
- Укладывайте ребенка спать вовремя даже в выходные, чтобы не нарушать режим.
- Учтите, что уроки начинают учить с письменных заданий, а потом переходят к устным. Так намного легче все успеть и усвоить!
- Следите за тем, чтобы первоклассник правильно распределял время при выполнении домашнего задания, чередовал виды занятий по разным предметам и делал перерывы между ними по 10–15 минут: это поможет снять нагрузку со зрения.
- Не отбирайте у ребенка законные часы отдыха – ни в коем случае не натаскивайте детей дополнительно с первых школьных дней! Не стоит лихорадочно повторять устный счет и тренировать чадо в технике чтения. Главное, чтобы ребенок с утра сел за парту полным сил, а не выжатым, как лимон.
- Чаще подбадривайте ребенка, обращайте внимание на его успехи, помогайте преодолеть трудности. Иными словами, повышайте его самооценку. В психологии это называется «поднимать ресурсность личности».
- Не пренебрегайте мелочами. Даже подолгу сидеть за столом первокласснику тяжело. Он ерзает, постоянно меняет позу, горбится, наваливается на парту грудью, подпирает голову рукой… Покажите ему, как правильно сидеть, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник: прямо, опираясь на спинку стула, согнув ноги под прямым углом в коленях и тазобедренных суставах, слегка (но не слишком сильно!) наклонив голову. Расстояние от глаз до стола должно быть 30–35 см. Стол поставьте так, чтобы свет из окна или от настольной лампы (60 вт) падал слева и не ослеплял ребенка.
- Если у ребенка село зрение, не спешите паниковать. Его ухудшение может быть связано с переутомлением – спазмом аккомодации. Делайте перерывы для отдыха между занятиями, и через неделю-другую все нормализуется.
Завтрак по желанию
У ребенка нет аппетита? Это вполне понятно: в семь утра он еще толком не проснулся, поэтому интерес к еде отсутствует. Не настаивайте на том, чтобы он подкрепился поплотнее перед школой, если не хотите спровоцировать тошноту и боль в животе.
- Приготовьте что-нибудь легкое из того, что ваше чадо любит: например, сырники со сметаной или оладьи с джемом. Дайте йогурт, сладкий творожок с фруктами или сок.
- Положите с собой что-нибудь для перекуса – яблоко, разрезанное на кусочки (чтобы было удобно есть), пару бутербродов с сыром, сок в пакетике или питьевой йогурт, а дома обязательно покормите супчиком и не требуйте, чтобы ребенок непременно съел второе. Не хочет – ничего страшного, второе съест позже, когда проголодается.
- Не все дети любят то, что им предлагают в качестве школьного завтрака. Попросите учительницу не заставлять ребенка есть его через силу. Это прямая дорога к школьному гастриту! В период школьной адаптации аппетит снижается, потому что детскому организму некогда тратить силы на пищеварение: он задействовал все свои ресурсы, чтобы приспособиться к новой ситуации. Не стоит ему мешать!
Записаться к детскому невроллогу в Москве Вы можете на нашем сайте здесь.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS