В нашей стране более 33% детей страдают глазными заболеваниями. Последние тенденции, которые отмечают окулисты — массовая школьная близорукость.
По словам доктора медицинских наук, детского хирурга-офтальмолога Игоря Азнауряна, если посмотреть на процент увеличения болезней глаз у детей, то лет через 30 более 75% российских детей и подростков будут иметь либо оптическую аномалию, либо патологию, снижающую зрение.
— Порядка 30% детей приходят в первый класс школы уже имея проблемы со зрением. К ее окончанию заболевания глаз диагностируются у 70% подростков, — говорит офтальмолог Игорь Азнаурян, — Ранняя диагностика заболеваний помогает вовремя начать лечение и сохранить ребенку зрение.
Тенденцию к стремительному ухудшению детского зрения выявила акция «Прекрасные глаза — каждому!», проведенная в конце лета среди юных жителей России. Специалисты бесплатно проверяли детям зрение в рамках мероприятия, посвященного памяти крупнейшего хирурга-офтальмолога Святослава Федорова.
Как выяснили эксперты, причин возрастающих проблем со зрением у детей несколько. Малоподвижный образ жизни, ожирение, длительная напряженная работа глазами на близком расстоянии, вегетососудистая дистония. У окулистов даже появился профессиональный термин: глазные заболевания современной цивилизации.
Но, как отмечают специалисты, глазные отклонения в детстве устранить намного легче. Помогают в этом современные технологии. Многие операции на глазах, за которые раньше врачи брались только у взрослых, теперь спокойно делают даже очень маленьким детям.
Например, взять такие проблемы, как косоглазие, амблиопия, нистагм. Буквально в начале XXI века с этими отклонениями еще не умели справляться, в наши дни в авангарде мировой офтальмологии есть хирургические методы для устранения дефектов, «безножевые» технологии минимального травмирования ткани глаза, с сохранением сосудов и нервных элементов.
Стоит отметить огромный вклад в развитие детской офтальмологии Святослава Федорова, который вывел ее из-под крыла общей офтальмологии и сделал самостоятельной единицей в медицинской науке. Благодаря этому произошел молниеносный скачок в развитии.
Например, косоглазие. Когда появился метод исправления косоглазия хирургическим путем, операцию проводили только взрослым. Хотя, чем человек старше, тем сложнее исправить дефект. Стоит вспомнить известного актера Савелия Крамарова. Находясь в эмиграции в США, в преклонном возрасте он сделал операцию по исправлению косоглазия, но нужного эффекта достичь не удалось. Сейчас с помощью оперативного вмешательства врачи на 100% у детей и подростков устраняют косоглазие, нистагм, амблиопию и даже непроходимость слезных каналов.
В рамках благотворительной акции «Прекрасные глаза – каждому!» уникальную операцию провели полугодовалому малышу. У младенца была патология носослезного канала, другими словами непроходимость слезных каналов. Дакриостеноз у детей имеет врожденный характер. Когда ребенок рождается, перепонки между носослезным каналом рассасываются, слеза свободно стекать в носовую полость, но если до 4 месяцев у новорожденного слезноносовой канал не раскрылся, в дело вмешиваются офтальмологи.
Операция длилась несколько часов. Ее проводили три специалиста, что в офтальмологических операциях случается редко: хирург, отоларинголог и офтальмолог. Руководил операцией Игорь Азнаурян. Малышу сделали надрез на воспаленном месте снаружи и внутри, определили место воспаления, надрезали слезный мешок, сформировали новую фистулу и слеза пошла в правильном направлении. Для обеспечения оттока слезы в носоглотку, хирург прицельно и точно специальными зондами по всей дренажной системе «пробивал» препятствия на пути. Мальчику поставили зонд, который через полтора месяца, когда сформируется новый слезный канал, удалят.
— Впервые эту сложную операцию провели такому маленькому пациенту. Операция сама по себе уникальная и в нашей стране ее делают лишь несколько специалистов, – заявил после операции доктор Азнаурян. — Раньше непроходимость лечили массажем, что часто заканчивалось воспалением. Сегодня зондирование проводят в государственных поликлиниках. Самое ужасное, без обезболивания! Ребенок крутится и без повреждений не обходится. Появляются осложнения. Слеза по-прежнему в канал не проходит, скапливается и возникает необходимость в новом зондировании. Приходиться создавать искусственный слезный проход, делать сложнейшую операцию и восстанавливать дренажную систему. За рубежом восстановительные операции носослезного канала делают малоинвазивными методами, так как там нет «варварских» зондирований и хирургам не приходиться создавать искусственные зоны в носу. Но это уже разговор о мировых стандартах медицинской помощи в России.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS