Доктор медицинских наук, профессор Георгий Новиков о паллиативной медицинской помощи
По оценкам ВОЗ, ежегодно в паллиативной медицинской помощи нуждаются около 40 миллионов человек, 78% из которых проживают в странах с низким и средним уровнем дохода. Но во всем мире паллиативную медицинскую помощь получают сегодня лишь около 14% людей, нуждающихся в ней. Не исключение и Россия. Серьезным препятствием для улучшения доступа являются отсутствие подготовки и информированности в области паллиативной медицинской помощи среди работников здравоохранения. В связи с проведением 10 октября Всемирного дня хосписной и паллиативной помощи медицинский обозреватель Ирина Власова задала вопросы о насущных проблемах организации этой работы профессору, председателю правления Российской ассоциации паллиативной медицины, доктору медицинских наук, профессору Георгию Новикову.
Корр. — Георгий Андреевич, как сегодня законодательство формулирует понятие паллиативной помощи и определяет ее источники?
Г.Н. — Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Так говорит статья 36 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, паллиативная медицина начала становление в середине 80-х годов прошлого столетия, существуя «де факто» на базе ведущих онкологических научных центров страны. С начала 90-х паллиативная помощь онкологическим больным в России оказывалась амбулаторно в кабинетах противоболевой терапии, стационарно — в хосписах и отделениях паллиативной помощи. Но только после вступления в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нового вида медицинской помощи: «паллиативная медицинская помощь» стал осуществляться комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания неизлечимо больных граждан. Бесплатное оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях предусмотрено Программой государственных гарантий за счет финансовых средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Корр. — На практике не только пациенты, но и медики говорят о паллиативной помощи как о медицинской помощи онкологическим больным…
Г.Н.— В настоящий момент создана необходимая нормативно-правовая база для организации и развития системы паллиативной медицинской помощи в РФ. Вместе с тем у большинства наших сограждан до сих пор паллиативная медицинская помощь ассоциируется с онкологическими больными и хосписами — это самое распространенное заблуждение.
Корр. — Можно ли сравнить количественно российскую потребность в паллиативной помощи в онкологии и в других сферах здравоохранения?
Г.Н. — Согласно данным Росстата, в России ежегодно от заболеваний умирают почти 1,7 млн. человек, из них от новообразований около 300 тыс. и от неонкологических заболеваний 1,4 млн. человек. В связи с отсутствием отечественного регистра неизлечимых больных, и основываясь на статистических расчетах авторитетных зарубежных исследований, потребность в паллиативной медицинской помощи варьируется от 37,4% до 89% всех умирающих больных, из которых 13 онкологических и 23 неонкологических. В этой связи можно предположить, что в России их численность примерно составляет 260 000 и 520 000 больных соответственно, и есть основания полагать, что реальные цифры — около 1 млн. В настоящее время паллиативную медицинскую помощь неонкологические больные могут получить, как правило, только в ряде регионов РФ, имеющих центры, больницы и отделения паллиативной медицинской помощи.
Корр. — Это помощь, предоставляемая хосписами?
Г.Н. — Анализ международного опыта показывает, что далеко не всем неизлечимым пациентам и, преимущественно, онкологическим больным паллиативная медицинская помощь оказывается в хосписах. Подавляющее большинство пациентов с неонкологическими заболеваниями получают этот вид медицинской помощи в стационарных отделениях многопрофильных больниц и госпиталей, огромный вклад вносят патронаж этих пациентов и домашний уход.
В Российской Федерации в связи с различием субъектов по географическим, демографическим и экономическим показателям, не представляется возможным организовать систему паллиативной медицинской помощи по единой модели. Необходимо индивидуализировать подход к организации региональной модели паллиативной медицинской помощи в субъектах РФ с учетом ее равнозначной доступности для населения. Анализ сложившейся ситуации позволяет предложить два типа региональных моделей для субъектов РФ с народонаселением до 2 млн. человек — 58 субъектов и более 2 млн. человек – 27 субъектов. Очевидно, что внедрение предлагаемых региональных моделей системы паллиативной медицинской помощи позволит в каждом субъекте РФ оказывать эффективную паллиативную медицинскую помощь на условиях равной доступности, независимо от места проживания и экономической ситуации в регионе.
Корр. — Еще один болезненный для системы здравоохранения вопрос. Все ли медики обучены оказанию такой помощи в соответствии с современными возможностями и требованиями? Иногда кажется, что есть уже и нормативная база, и препараты стали более доступными…но «телега» так и не хочет двигаться так, как ей положено…
Г.Н. — Огромное значение в развитии системы паллиативной медицинской помощи является подготовка кадров, в первую очередь, повышение квалификации всех медицинских работников в вопросах, относящихся к паллиативной медицине.
Первый в России курс паллиативной помощи был открыт в феврале 1999 года при кафедре онкологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и за 12 лет работы было обучено 1433 специалиста, занятых оказанием паллиативной медицинской помощи в субъектах РФ, преимущественно онкологическим больным.
Высока потребность в подготовке квалифицированных педагогических и медицинских кадров для развития системы паллиативной медицинской помощи. Первая в России кафедра паллиативной медицины была создана в феврале 2013 года на факультете дополнительного профессионального образования Московского медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова. Учитывая необходимость подготовки квалифицированных кадров для медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в субъектах РФ, очевидна необходимость создания курсов и кафедр во всех медицинских вузах страны.
Корр. — Какие есть возможности для самообразования врачей? Какими технологиями на практике должен врач владеть?
Г.Н. — В настоящее время существует необходимая отечественная литература, в которой изложены основные организационно-методологические аспекты паллиативной медицинской помощи, адаптированные к условиям отечественного здравоохранения. В 1996 году в России был зарегистрирован и регулярно издается научно-практический журнал «Паллиативная медицина и реабилитация», входящий в список Высшей аттестационной комиссии.
В этой связи представляется целесообразным рассмотрение вопроса о создании научной специальности «Паллиативная медицина», задачами которой являлись бы теоретическое обоснование и практическая разработка комплекса медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимых больных.
Арсенал средств и методов паллиативной медицинской помощи обязательно должен включать в себя инструментальные и неинструментальные методы: малоинвазивная хирургия (стомирование, реканализация, стентирование), респираторная поддержка (с режимами вспомогательной вентиляции легких), детоксикация (фотомодификация крови, энтеросорбция), фотодинамическая терапия (наружная и эндоскопическая), регионарное обезболивание (с использованием портов, помп и дозаторов), нутритивная поддержка (в том числе с использованием помп).
По инициативе представителей медицинского сообщества, занятых в сфере оказания паллиативной медицинской помощи в субъектах РФ, в июне 2012 года создана Российская Ассоциация паллиативной медицины.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS