Мнение экспертов
по материалам информационных агентств
Сергей Краевой, Заместитель Министра здравоохранения России: «Один из путей – это создание новых страховых продуктов, когда пациент не покупает страховой полис добровольного медстрахования (ДМС), а когда он страхует себя или своих близких от риска возникновения какого-либо заболевания, риска возникновения немощи. Когда у человека возникнет необходимость в получении высококачественной медицинской помощи, когда не хватит бюджетных средств на данный вид помощи, либо эту помощь нужно будет получать немедленно, а очередь подойдет нескоро, тогда в действие вступают страховые принципы».
Дмитрий Борисов, исполнительный директор НП «Равное право на жизнь», зампредседателя правления Ассоциации онкологов России: «У нас очень много дискуссий ведется о том, что существует дефицит в системе государственного здравоохранения, и о том, что у нас есть большой разрыв между теми правами, которые декларируются многими законами, и той реальностью, в которой существует пациент, врачи, система здравоохранения и государство.
Всегда будет существовать разрыв между тем, что говорит клиницист и тем, что может обеспечить система госфинансирования. Буквально месяц назад мы совместно с Центром социальной экономики и рядом ведущих клиницистов запустили пилотный проект по обсчету экономических стандартов, которые сегодня существуют, с использованием тарифов, применяемых в ОМС. По раку молочной железы сегодня есть два клинических стандарта: лечение ранних и метастатических форм. Понятно, что ни один регион не может иметь такой уровень финансирования в тарифах ОМС. Тариф в Москве составляет около 50 тыс. руб., а в ряде других регионов он значительно меньше, есть регионы, в которых он составляет около 4-6 тыс. руб., а не 150 тыс. и не 200 тыс. Дисбаланс существует, и от него нам никуда не деться. В ряде территорий с высоким уровнем ВВП на душу населения имеется очень низкий уровень доступности лечения данного онкологического заболевания. У нас нет единой системы госпланирования, нет единой системы тарификации, нет единой системы финансирования, с другой стороны есть единые клинические рекомендации, единый 323 закон, Конституция и так далее. Вот эту разницу кто-то должен нивелировать, потому что сегодня она лежит на плечах пациентов и врачей».
«На наш взгляд, рассматриваемый подход актуален для всех неинфекционных заболеваний. Клинический компонент может отличаться, но экономические подходы могут быть идентичны. У нас в стране самый высокий показатель одногодичной летальности. К сожалению, у нас в России каждый третий пациент погибает в течение первого года после постановки диагноза. В России три миллиона онкобольных и более 12% населения страны так или иначе вовлечены в проблему онкологических заболеваний, и это те люди, которые вместе с пациентами подвержены финансовому риску, связанному с обеспечением лечения. Ежегодно Россия теряет 300 тыс. человек. Это доля онкозаболеваний в структуре смертности. Это в 10 раз больше, чем число жертв дорожно-транспортных происшествий.
Существует программа 7 нозологий, являющаяся, на наш взгляд, идеальной моделью того, как должны финансироваться по нозологическому принципу критические заболевания, обеспечивает всего лишь 2 процента от всех критических больных, которые нуждаются в помощи. Еще 55 процентов – это те деньги, за счет которых врачи должны лечить наиболее широко распространенные виды онкологических заболеваний. Каким бы талантливым ни был врач, он не сможет в полной мере оказать помощь населению. Более того, у нас каждый онкологический пациент, несмотря на 890 постановление Правительства России, на все законы, которые существуют, покупает лекарства за свой счет. У нас в стране каждая третья упаковка препарата для лечения рака покупается за деньги пациентов. В деньгах это от 3 до 4 процентов. Но люди покупают дешевые лекарства, и они не имеют возможности купить более дорогие, качественные и эффективные препараты, которые могут присутствовать в списках в системе госгарантий, но тем не менее к ним ограничен доступ по объективным причинам. Действительно, в стране недостаточно денег».
«На самом деле, рисковое страхование было, есть и будет. В этом смысле ничего нового тут нет. У нас в стране застраховано от риска критических заболеваний, в том числе онкологии, сотни тысяч. Задача этого проекта – направить эти деньги в систему госпомощи. Именно ДМС плюс это страхование – это тот ресурс, который максимально ориентирован на пациента. По поводу 890 Постановления: мы (НП «Равное право на жизнь») восемь лет ведем работу по адвокатированию пациентов и завалены отказами в лечении. Никакое 890 Постановление не указ в реальности. На практике: лекарств нет в аптеке, 60% — отказы в выписке. Надо понимать, что это не панацея, а то, что можно сделать сейчас, в горизонте 3-5 лет. В стране может появиться огромный пул людей, имеющих эту финансовую подушку безопасности».
Давид Мелик-Гусейнов, Директор Центра социальной экономики (ЦСЭ): «Мы сегодня видим 4 самых распространенных модели совместной работы государства и частного сектора в рамках оказания помощи людям. Мы говорим о партнерстве в аспекте, когда, например, частные клиники берут на себя пациентов, и их лечение оплачивает фонд обязательного медицинского страхования. Мы говорим об аутсорсинговых технологиях, когда конкретные элементы медпомощи, в частности скорая помощь, передается в менеджмент частным организациям. Если мы говорим о том, как можно увеличить финансирование, в частности, лекарственного обеспечения, то здесь частное государственное не партнерство, а взаимодействие тоже существует. Вот пример, когда компания передает на уровень региона определенные эксклюзивные технологии, знания, навыки, а регион имеет в них потребность и собирается ее конвертировать в оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Вот на этом симбиозе рождаются крайне интересные проекты. В Татарстане совместно реализован центр с местной администрацией и компанией «Джонсон и Джонсон». Второй момент партнерства, разворачивающийся в регионах, который мы сейчас наблюдаем, это когда некая компания берет на себя определенные структуры и функции государства. Перенесемся мысленно на лекарственный рынок. Нижегородская область, где сегодня выбирается уполномоченный фармацевтический оператор и в течение трех лет он обеспечивает всем необходимым лекарственным ассортиментом все лечебные организации Нижегородской области, работает под госпрограммы этой территории. Третий вариант, когда компания берет на себя курирование или патронаж пациента и доводит его до места, где он может получить качественную медицинскую услугу. Еще один вариант взаимодействия – это трехлетний рамочный контракт. У нас бюджетное планирование 3-х летнее и вполне несет возможность заключения этих контрактов. И партнеры, которые работают в плане поставки товаров и услуг, существенно снижают цены, до 35-40% в некоторых регионах. Потому что для партнера три года гарантированного рынка сбыта – это возможность не увеличивать свою инфраструктуру и не играть каждые полгода в аукционы. Последний аспект партнерства – это та страховая модель, которая начинает зарождаться. У пациента возникает возможность выбора: либо взять деньги наличными и потратить их так, как он хочет – поехать в тот же Израиль, Германию – либо, что приоритетнее для нашего здравоохранения, врачей, инфраструктуры – это потратить их здесь, в России. Причем та страховая премия, которая выплачивается, в размере примерно 2 миллионов рублей. Два миллиона рублей добавки в рамках того, что он может получить в рамках системы ОМС, — это очень хорошая возможность для пациента получить сверхуслугу, в том числе и самые новые лекарственные препараты, комфортные условия нахождения в лечебной организации ».
Максим Шапорин, начальник управления продуктового маркетинга ВТБ Страхование: «Мы делаем первые шаги в этом направлении, но надеюсь, что вместе мы сможем помочь нашему здравоохранению, нашим пациентам, которые сталкиваются со страшным диагнозом. Мы все здесь представители разных структур, систем – здравоохранения, пациентских организаций, СМИ. У всех систем есть признаки, позволяющие им надежно работать – устойчивость и прозрачность, чем устойчивее и прозрачнее механизм, тем надежнее работает система, в том числе и здравоохранения. Мы знаем, что в нашей стране ведется работа по обеспечению всех без исключения пациентов доступом к инфраструктуре здравоохранения. Мы хотим присоединиться к этой работе, потому что система страхования может им помочь. В финансировании регионов сейчас присутствует волатильность – есть пики, есть спады, «то пусто, то густо». К чему это приводит в системе здравоохранения, в частности в онкологии? К человеческим смертям, поскольку мешает пациенту получить помощь вовремя, сразу после постановки диагноза. Основная наша цель – то, что мы хотим привнести – переход от волатильности к стабильному финансированию лечения онкологии. Что мы хотим – разработать и внедрить в России систему устойчивого и прозрачного финансирования медицинского обслуживания для больных, с помощью доступного каждому страхования граждан от онкологических заболеваний, Это наш «первый шаг» — первый продукт, который мы сделали. «Первый шаг» — продукт «Управляй здоровьем» — страхование физических лиц. Это наш тест, пилот с понятными людям рисками, такими как онкологические заболеваниями, со значительными суммами выплат 750 тыс. или 1.5 млн. Эти деньги больной получит практически моментально – в течение 5 дней с момента постановки диагноза или раньше, и сразу сможет направить их на экстренную помощь, и даже если он попал в очередной спад финансирования, ему не придется ждать следующего денежного транша или квоты, он может начать помогать себе сразу. Что очень важно – 1. мы не требуем медицинского осмотра перед страхованием, это было основным фактором, которое тормозило этот вид страхования. (К сожалению, люди у нас не любят думать о себе, о своем здоровье.) Для оформления продукта нужен только паспорт. 2. Продукт мы делаем доступным для широких слоев населения – стоимость от 5590 рублей в год, за 11 тыс. можно застраховать всю семью (2 взрослых, 3 детей). Что самое главное – что нам удалось сделать благодаря помощи наших партнеров НП «Равное право на жизнь»: продукт интегрирован во внутреннюю систему здравоохранения. Как было уже сказано, существует проблема медицинского туризма, когда из страны вывозятся колоссальные деньги, которые тратятся на медицинские системы здравоохранения других стран. С помощью нашего сервиса мы делаем так, что деньги остаются внутри системы здравоохранения России. Естественно у человека есть выбор – он может поехать куда угодно, но мы бесплатно организовываем для него «второе мнение». Мы верифицируем его диагноз у ведущих врачей федерального уровня. Тем самым мы сразу либо убираем неправильный диагноз, либо уточняем его и помогаем в дальнейшем с составлением карты лечения пациента. Мы подбираем для него специализированное лечебное заведение в РФ, делаем экстренное сопровождение через все процедуры получения льгот, помогаем ему юридическими консультациями, оказываем ему психологическую помощь. И что самое главное, делаем это планирование лечения в рамках ОМС и других всех возможных систем бюджетного лечения. То есть мы помогаем ему получить все то, что ему гарантирует государство, а с помощью денежной выплаты мы помогаем ему получить, все то, что он должен получить, но сейчас не может получить от государства: современные лекарства, дорогостоящее высокотехнологичное лечение и т.д.»
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS