Как научиться по внешнему виду продуктов определять их качество
Производители знают, что привлекательный внешний вид изделия – уже половина продаж, по крайней мере, на первоначальном этапе. Поэтому иногда идут на различные ухищрения, чтобы обеспечить высокий товарооборот. На что нужно обращать внимание, покупая продукты в магазине, чтобы на стол попадала только качественная и полезная еда, а не рекламные уловки для потребителей?
Очарованы упакованным
Недобросовестные производители умело играют на пристрастии определенной категории потребителей к полезным продуктам и щедро украшают тару абстрактными определениями «органический», «природный», «витаминный», «натуральный». Хотя, на деле они могут не иметь под собой ни малейшего основания. Так, например, на волне пропаганды здорового образа жизни этикетки подсолнечного масла обзавелись надписью «без холестерина». Наверное, мало кто, кроме биологов и химиков, знает, что холестерин вообще не содержится в жирах растительного происхождения. А покупая в супермаркете сок, стоит повнимательнее присмотреться к тому, что написано мелко под крупным значком «100%-ный». Вполне возможно, что на деле это окажется вовсе не стопроцентный сок, а стопроцентный нектар, например.
От «био» до «эко»
И уж, конечно, уверенность в пользе продукта для многих потребителей дают приставки «био» и «эко». Чаще всего такие значки можно увидеть на кисломолочных продуктах, которые, по идее, должны производиться с использованием живой закваски и содержать бифидо- или лактобактерии. К сожалению, подтвердить или опровергнуть присутствие полезных составляющих получится только в специальной лаборатории. Однако есть особенности, на которые однозначно стоит обратить внимание: настоящие био-продукты должны размещаться только на «холодных» полках-витринах и иметь очень короткий срок годности. Но, самое главное, количество молочнокислых бактерий на конец этого срока не должно быть менее 1*107 КОЕ/г, а дрожжей — не менее 1*104 КОЕ/г. Эта информация всегда есть на упаковке.
«Золото», «парча»….
Следующая уловка, которую в профессиональной среде именуют не иначе, как «пижонская подача», рассчитана на потребителей, падких на «шикарную» упаковку – золотые коробки с вензелями и гербами, а также эпитетами «императорский», «царский» или, на худой конец, просто «элитный». Зачастую, в реальности вышеперечисленный кич не только не гарантирует высокое качество продукта, скорее, наоборот – обычно подобным образом «сплавляют» не слишком ходовой товар.
Легче, еще легче…
Очень популярным в последнее время способом увеличения прибыли за счет сокращения затрат стало незаметное невооруженным глазом уменьшение упаковки. Оказывается, что содержимое коробки, которую человек, исходя из предыдущего опыта, привык считать килограммовой, весит всего 990 или 950 г. Чаще всего такое случается с крупами и некоторыми другими продуктами бакалейных отделов. Как правило, производители объясняют это своим нежеланием повышать цену на конкретный товар при удорожании сырья. Поэтому шоколадные плитки, несмотря на прежнюю обертку, становятся чуть тоньше, коробки с сыпучими продуктами не заполняются «под завязку», внутри жестяных банок оказываются объемные пакеты с горстью чая, а содержимое внешне большой коробки со сладостями состоит из объемных пластиковых ячеек с затерявшимся в них десятком шоколадных конфет. Если же вы обратите внимание на этикетку пачки сливочного масла, то вместо привычных 250 г можете увидеть 220 г.
Когда светлое зажиточное будущее – в прошлом
Нередко производители стараются сыграть и на ностальгических чувствах покупателей. К примеру, может использоваться форма упаковки, которая была распространена в советские времена для тех или иных категорий товаров. Такая тара, как правило, вызывает положительные ассоциации у потребителей в возрасте. Правда, по вкусу и качеству этот товар может оказаться не похожим на привычное с детства. Впрочем, этого никто и не обещал.
Завравшаяся этикетка
Среди распространенных способов обмана потребителей заведующая лабораторией технологии консервирования Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт консервной и овощесушильной промышленности (ГНУ ВНИИКОП), к.т.н. Наталья Посокина выделяет изменение даты производства (маркировка другой датой), фальсификацию компонентов, в том числе использование добавок, не заявленных на этикетке, а также отклонения по массе нетто и недостоверные данные по пищевой ценности. Эксперт пояснила, что по существующим нормам нанесенная типографским способом маркировка должна быть легко читаемой и содержать наименование продукта, его состав, массу, дату изготовления, срок годности, наименование и адрес изготовителя, сведения о наличии ГМО, информацию о подтверждении соответствия продукта, а также иные данные, предусмотренные действующим законодательством.
Однако использование мелких шрифтов и неудобоваримой цветовой гаммы дает производителям возможность спрятать от потребителя нежелательную информацию. А наиболее востребованные дата выпуска и сроки годности, иногда, размещаются в неудобных для чтения местах – на сгибах, а то, и вовсе, — на дне упаковки. Между тем, при внимательном изучении этикетки следует пропустить надписи, призванные привлечь внимание, и сосредоточиться на той части, где указан состав продукта. Добросовестный производитель должен перечислить использованные компоненты в том составе, который соблюдался в действительности.
Наталья Посокина советует:
- перед покупкой обратить особое внимание на внешний вид тары, дату изготовления и срок годности, состав;
- совпадает ли температура хранения, указанная на этикетке, температуре на полке магазина;
- в составе должны быть обязательно обозначены консерванты, усилители вкуса, ароматизаторы, фиксаторы окраски и так далее, если они использовались при производстве продукта
Насторожить должны дополнительные слова в привычном названии или искажение традиционного наименования. Бывает, что дизайн успешного бренда откровенно копируют, внося незначительные коррективы – например, меняя шрифт или даже одну из букв в наименовании продукта и получая нечто, похожее внешне и по звучанию. А покупатель, порой, обнаруживает подмену только дома.
Для увеличения срока годности продукта, как правило, применяют консерванты и иные химические вещества. Впрочем, в некоторых продуктах (кетчупы Heinz, некоторые мясные паштеты, молочная продукция) длительный срок годности достигается за счет стерилизации на производстве и натурального уксуса в составе. Это сказывается на цене товара в сравнении с аналогичной продукцией, в составе которой присутствуют искусственные консерванты.
Также с долей скепсиса стоит отнестись к информации о дате изготовления некоторых продуктов. Например, «Огурцы с зеленью в заливке» не могут быть произведены в России в декабре.
Иногда у нас нет не столько желания, сколько времени разбираться в подобных тонкостях. В таком случае, лучше отставить в сторону не вызывающую доверия банку или коробку и предпочесть продукты, с качестве которых вы уверены.
Twitter
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS