Психология и здоровье

Зависимость от маркетплейсов. Комментарий психолога

Зависимость от маркетплейсов — это не просто привычка, а серьёзная психологическая проблема. Как распознать признаки зависимости, какие потребности её вызывают и какие стратегии помогут контролировать импульсивные покупки, рассказывает Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России, доктор психологических наук, профессор.

Какие признаки указывают на то, что у человека может быть психологическая зависимость от маркетплейсов?

Психологическая зависимость — состояние человека, которое систематически выводит его из отношений с другими людьми в отношения с предметным миром или действиями. В центре любой психологической зависимости находится уход от социальной реальности. Чем чаще человек находится в отношениях с предметом или действием, тем выраженнее зависимость. По критерию времени несложно оценить меру и степень погружения человека в отношения с предметом или действием. Например, покупкой или просмотром потенциальных покупок, что является таким же мотивом, как и сама покупка. В центре психологической зависимости находится потребность в удовольствии от действия или отношения с объектом. Когда человек испытывает дискомфорт в социальных отношениях, он стремится его скомпенсировать доступным для себя образом, а потом этот доступный образ становится стереотипом и ритуалом. В случае, если человек сосредотачивает удовольствие в мире вещей или действий по их приобретению, — это признак психологической зависимости.

Какие потребности могут стоять за подобной зависимостью?

Скорее, не потребности, а дефициты эмоциональных состояний. Мозг человека очень социально ориентирован. Нам важно быть в социальных отношениях. Мы все к этому стремимся. Всё предшествующее время развития человеческой цивилизации наш мозг строил отношения в малых группах. А сейчас за сч  ёт цифровой социальной реальности сместили отношения в большие группы. В них отношения реализуются так же через механизмы подражания, идентификации. Эти и другие механизмы приводят сначала к эпизодическим действиям повторения (я делаю так, как делали другие), но в последствии эти действия становятся закреплённым стереотипом, даже ритуалом. Например, действия по поиску и приобретению вещей во много раз менее сложны, нежели действия, которые человек совершает в построении человеческих отношений. Построить отношения с предметным миром во много раз проще, чем с социальным. Человек стремится снять это напряжение.

Кроме того, потребность в новизне, которая является встроенной программой и обуславливает большинство видов активности и поведения человека, в полной мере реализуется на маркетплейсах, где происходит постоянная смена картинки и есть постоянная возможность увидеть и приобрести что-то новенькое. На этом построена идеология современного маркетинга.

Как отличить безвредную привычку делать покупки в интернете от нездоровой зависимости?

Приобретение нужных нам вещей — часть цивилизационных действий современного человека. Вряд ли мы найдем человека, который этого не делает. Дальше возникает вопрос дозы, как и во всём. Увеличение дозы легко отследить по частоте покупательных действий, которые можно посмотреть в истории платежной карты и по размеру затрат, которые мы на это осуществляем. Если этого недостаточно, можно посмотреть структуру покупок, которые совершаем, и если большая часть этих приобретений реализуется по критерию «любопытно» или «удовольствие», то мы точно смещаемся из зоны социально нормативных действий в зону навязчивых приобретений.

Какие стратегии можно использовать, чтобы контролировать свои импульсы и не совершать импульсивные покупки на маркетплейсах?

Надо признать, что импульсивность как особенность реакции работает не в строго определённом месте, например, на маркетплейсе. Если она есть, то она регулирует все его поведенческие реакции. Тогда стоит поставить задачу работать с этой особенностью. Самостоятельно это делать возможно, но только в тех случаях, если человек имеет опыт сам регуляции. Если же этот опыт не освоен, то импульсивные действия, в том числе по спонтанному приобретению, регулировать самостоятельно достаточно сложно. В числе тактических приемов — установление лимитов, ограничений на использование гаджетов. Мой профессиональный опыт показывает, что все эти ограничения в секунду снимаются, когда есть запрос на своего рода запой, заход в действие, которое мои клиенты маркируют как успокаивающие. «Я просто зашёл, чтобы себя успокоить». В стратегию можно встроить установку: я не успокаиваюсь за счёт покупок.

Какие долгосрочные последствия может иметь психологическая зависимость от маркетплейсов для моего физического и психического здоровья?

Надо признать, что мысль о том, что норма поведения человека ориентирована на отношения в системе субъект-субъектных отношений одного человека с другим, человека с группой, межгрупповых отношений. Дискомфорт, который возникает в социальном взаимодействии, заменяется отношениями с объектом или действием. Импульсивная, спонтанная покупка — одно из сотен действий, которыми человек заменяет свой дискомфорт в системе социальных отношений. Основная, самая существенная опасность состоит в том, что система объектных отношений и действий, которые мы совершаем для освоения социальных контактов, увеличивается. На смену одному объекту зависимого поведения появляется другой, он сменяется третьим или они успешно комбинируются. Объект зависимого поведения возникает как специфический, а затем присоединяет к себе другие объекты, другие действия. В этом основная опасность аддиктивного, или зависимого, поведения.

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Всё больше людей болеют корью? Комментарий инфекциониста

Заболеваемость корью растёт из-за снижения уровня вакцинации и миграционных процессов. Эксперт объясняет, почему важно прививаться…

Геморрой: современный взгляд на проблему

Не так давно лечение геморроя ограничивалось двумя способами. Современная медицина предлагает пациенту третий, инновационный, способ…

«Семавик»: что известно о препарате против ожирения

«Семавик» — новый отечественный препарат для лечения ожирения и контроля уровня сахара. Чем он отличается…

Плесень дома. Какая бывает и чем опасна

Плесень в доме — это не только эстетическая проблема, но и угроза для здоровья. Доктор…

Exilis-лифтинг на Новокузнецкой: безоперационное омоложение кожи

Exilis-лифтинг — это современная процедура для безоперационного омоложения кожи. Разбираемся, как она работает, какие зоны…

Полезно ли пить во время еды?

Запивать еду водой или другими напитками — полезно или вредно? Разбираемся с гастроэнтерологом, как правильно…