Источник изображения: Пресс-служба РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Почему дистанционное обучение врачей и фармацевтов недопустимо и как это может повлиять на качество медицинской помощи, рассказывает Вадим Витальевич Негребецкий, доктор химических наук, доцент, профессор РАН, директор Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета Минздрава России.
Сейчас дистанционное обучение захлестнуло не только ВУЗы Российской Федерации, коснулась это поветрие и страны зарубежья. Причем не только ближнего, но и дальнего. Это некая дань моде. Есть примеры медицинских вузов, преимущественно частных, которые большинство рабочих программ реализуют в дистанционном формате. Возникают такие ВУЗы как ответ на спрос абитуриентов получить медицинскую или фармацевтическую подготовку. Действительно, конкурсы в мед ВУЗы высокие, и вот те, кто не попал в государственный Университет являются целевой аудиторией для «частников». Образовательных ресурсов у них меньше, доступа в клиники нет. Но спрос рождает предложение.
Учить медика или фармацевта дистанционно, наверно, можно. Но вот научить точно нет. Даже сама попытка — уже преступление: с точки зрения предоставление студенту услуг не надлежащего качества. Врач/провизор – это люди, которым доверена человеческая жизнь, будь то постановка диагноза, назначение курса лечения, подбор и изготовление лекарственного препарата. Представим, что при установке раковины дома по инструкции из сети Интернет допущена ошибка. Худшее последствие – потоп, а вот ошибка человека в белом халате обойдется слишком дорого как пациенту, так и врачу.
Сейчас много говорят про ИИ в медицине, дескать в будущем он будет помогать ставить диагноз, выбирать курс лечения, создавать новые лекарства… Может быть и так… Сейчас же ИИ не может даже составить эффективную программу для тренировки футболистов.
Давайте не будем забегать вперед. К тому времени, о котором идет речь наверняка появятся образовательные программы нового поколения для дистанционного обучения врачей, появиться необходимая нормативная база. Вот с ними и будем работать. Нынешние для этой цели не годятся. Врач должен получить образование в «нормальном» режиме, с доступом к пациенту не по конференц связи или ВКС, а «вживую». Мы сейчас делаем определенные шаги в мир цифры, видеолекции тому пример, это помогает лучше усваивать и систематизировать материал из разных источников. Но это не замена очной формы обучения, это всего лишь инструмент получения дополнительных знаний. Невозможно представить формирование клинического/фармацевтического мышления у студента без куратора, наставника, без Учителя, который введет тебя в профессию. Такие профессии как врач, провизор надо пробовать руками!
В Институте фармации и медицинской химии Пироговского Университета готова к запуску современная учебная программа подготовки провизора 2.0, специалиста – разработчика лекарственных препаратов. Лично я даже представить не могу как сегодня это можно сделать дистанционно! Для этого нет не только нормативной базы, но и всего комплекса необходимого оборудования, методик преподавания. Безусловно, использовать цифровые методы обучения не только можно, но и нужно. Правда, с учетом известных ограничений и в сочетании с традиционными офф-лайн методами. На мой взгляд ИИ пока находиться в младенчестве, он находится в режиме обучения, качественный скачок в его развитии вопрос не быстрого времени. Поэтому надеяться на то, что уже завтра с его помощью можно будет создавать оригинальные препараты, слишком оптимистично. Но мы то хотим еще и не только оригинальные препараты внедрять, а реализовывать принципиально новые платформенные решения для констуирования новых лекарственных препаратов, которых еще нет в природе. Не вижу сейчас возможностей как это можно сделать дистанционно, без человека как носителя знаний, прорывного исследования в лаборатории…
Вывод, если мы сегодня уберем человека, Учителя, из образовательного процесса это будет ошибка, близкая к преступлению.
По материалам Пресс-службы РНИМУ им. Н.И. Пирогова