Консультации специалистов

Дистанционное обучение. «Формировать компетенции на дистанционных технологиях — значит осуществлять разрыв в профессиональном сознании специалиста»

Почему дистанционное обучение не может заменить очное в медицине и как это влияет на качество подготовки врачей, рассказывает Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России, доктор психологических наук, профессор.

Подход, который реализуется в современном высшем профессиональном образовании в Российской Федерации, построен на формировании компетенций. Декомпозиция компетенций включает в себя знания, умения, владение. Использование дистанционного обучения на уровне «знать» вполне допустимо и может быть эффективно. Что же касается «уметь» и «владеть», безусловно, дистанционное обучение не может обеспечить качество этих уровней формирования компетенций. Это один из смыслов, но не единственный. Профессиональная деятельность и будущего, и действующего врача сосредоточена в системе «человек-человек», «врач-пациент», «врач-родственники пациента», «врач-коллеги», «врач-средний медицинский персонал», «врач-администрация». Формировать компетенции на дистанционных технологиях — значит осуществлять разрыв в профессиональном сознании специалиста. Сформированные, благодаря дистанционным технологиям, в цифровом пространстве навыки не могут быть полностью перенесены в не опосредованную техническими средствами реальность.

У технологий дистанционного обучения есть свои преимущества. Обучающиеся и обучающиеся их уже оценили. Но их влияние на когнитивные процессы совсем не такое, как у традиционного образования. Мы констатируем, что это влияние проявляется на уровне процессов памяти, внимания, мышления, восприятия. Сформированный под влиянием дистанционных технологий процессы иначе функционируют в не опосредованной техническими средствами реальности. Есть исследования, подтверждающие влияние коммуникации в цифровом социальном пространстве на процессы памяти (в частности консолидация-реконсолидация). Мы фиксируем сложности в переключении внимания, особенно когда обучение сосредоточено на активизации визуальных эффектов. Они своей контрастностью, яркостью, динамикой не могут быть сравнимы с аналогичными в нецифровом пространстве. Социальный интеллект тоже страдает. И это только часть тех рисков, которые видны уже сейчас, и если их не учесть, они могут привести к фатальным последствиям в системе подготовки специалистов здравоохранения.

Студенты сталкивались со сложностями в обучении после выхода с полного дистанта. Первая часть сложностей была на входе в дистанта. Все студенты говорили о том, что такой способ обучения их не устраивает, объясняли эту позицию снижением качества образования. Но как только произошла адаптация, как только стали очевидны преимущества комфорта этого процесса, минимизации усилий на организацию образовательного процесса, этот аргумент о качестве образования ушел из объяснений студентов и в большинстве совсем они с трудом переходили на очное обучение. По-прежнему мы слышим от них запросы об увеличении доли дистанционной составляющей образования. 

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Как поддержать организм в конце зимы? Рассказывает врач

Почему зима считается сложным периодом для организма человека? Каких питательных веществ может не хватать в конце…

Как сохранять страсть в долгосрочных отношениях. Советы психолога

Узнайте, как сохранить искру в отношениях: от открытого общения до новых впечатлений. Советы от психолога-сексолога.

Роль физической активности и спорта в поддержании сексуального желания

Узнайте, как физическая активность улучшает сексуальную жизнь: от гормонов счастья до уверенности в себе. Советы…

Как технологии влияют на сексуальную жизнь. Плюсы и минусы

Узнайте, как гаджеты и приложения меняют интимные отношения: плюсы, минусы и советы от психолога-сексолога.

Масленица — детям. Сколько блинов можно малышам?

Узнайте, сколько блинов можно давать детям, какие начинки выбрать и как сбалансировать рацион на Масленицу.…

Масленица. Как есть блины и не наесть проблемы со здоровьем?

Узнайте, как правильно готовить и есть блины на Масленицу, чтобы избежать проблем с пищеварением. Советы…