Родители и дети

Могут ли мама и дочка быть подружками?

Источник изображения: freepik

Что может скрываться за мотивом родителя дружить со своим ребенком? Каких последствий нужно бояться? Отвечает на вопросы эксперт Никишина Вера Борисовна, д.психол.н., профессор, директор, институт клинической психологии и социальной работы, заведующий кафедрой, кафедра клинической психологии Института Клинической психологии и социальной работы (ИКПСР) РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Какие опасности может нести дружба между детьми и родителями?

В детско-родительских отношениях, как и во всех социальных отношениях, есть роли. Роль отца и роль матери совершенно специфичны и характеризуются устойчивостью. Выйти за границы роли крайне сложно по формальному основанию. Но по содержательному основанию есть такая заманчивая возможность.

Сейчас всё чаще и чаще мы слышим от родителей, что они находятся в дружеских отношениях с детьми. Как правило, такую позицию представляют с восхищением и радостью: в наших отношениях все настолько замечательно, что мы друзья. Уверена, что такой перекрест ролей чреват конкретными осложнениями, путаницей. Чаще всего эта путаница возникает у детей.

Одной из особенностей роли родителя является ее устойчивость: ее просто так не покинешь. Она сохраняется в отношениях между ребенком и взрослым на протяжении всей жизни, и это отличает ее от роли друга. Последняя не характеризуется такой высокой степенью устойчивости.

На ранних этапах жизни человека роль друга быстро заменяема. Маленький ребенок подходит к другому и предлагает дружить. В течение 30 минут на площадке они дружат, а потом забывают друг о друге. Длительность, или точнее, устойчивость этих ролевых отношений значительно повышается с возрастом ребенка, но она несравнима с устойчивостью родительских ролей. И когда мать и отец вкладывают дружеское ролевое содержание в свою родительскую позицию, у ребенка возникает соблазн дружить, а потом «раздружить», то есть прервать дружбу в любой момент. А если дружба прерывается, отношения с этим человеком теряют эмоциональную привлекательность.

Эта путаница к подростковому периоду приводит к ролевым конфликтам и проявляется в ситуации, когда родитель начинает не дружить, а требовать или ограничивать, а друзья вроде как не должны этого делать. Декларируется, что мы в дружеских отношениях, а вводятся дополнительные ограничения желаний и требований. Соблазн прекратить дружбу приводит к конфликтам. Чем больше конфликтов, тем меньше дружеского, и тем больше родительского, а декларируются по-прежнему дружеские отношения.

В этом ролевом смешении есть еще одна сложность, а точнее даже родительский соблазн. Сейчас достаточно часто такую мотивацию в отношениях с детьми родители используют для поддержания своей позиции молодого человека, молодой женщины, —  что она или он настолько молоды, что их дети воспринимают их как сверстников. Эта мотивация также усиливает ролевые противоречия.

При всей внешней положительности дружеского в ролевом поведении детей и родителей очевидным и конкретным ориентиром должна быть ролевая граница, и целесообразней не декларировать то, что в итоге не будет выполнимо. Роль друзей характеризуется равностью вкладов, прав и ответственности. А в детско-родительских отношениях это ни разу не так: всегда ответственность и права в более высокой дозировке присутствуют в содержании родительской позиции, нежели в детской.

Возможно ли сочетать родительский авторитет и близкие доверительные отношения с ребенком, не прибегая к дружбе?

Теперь поговорим об отличиях роли друзей и родителей. Помимо разной устойчивости, они отличаются по равновесности позиций участников отношений. Друзья одинаково ответственны по отношению друг к другу и в правах, и в обязанностях. Соответственно, в детско-родительских отношениях больший объем ролевой ответственности и прав находится на стороне взрослых. В полной мере ставить знак равенства между этими ролями нецелесообразно.

Детско-родительские отношения формируются на основе авторитета. Более того, цель и смысл детско-родительских отношений состоит в формировании доверия сначала во внутреннем, малом круге отношений детей к родителям, родителей к детям. Со временем появляется возможность переноса доверия на более широкий круг отношений. Если это получилось, то детско-родительские отношения выполнили свое назначение.

Авторитет, в свою очередь, это условие, при котором детям удается сохранить признание приоритета прав и ответственности родителей. Если авторитета нет, то признать за родителем право ограничивать, возлагать какие-то ограничения фактически невозможно. Родителям необходимо складывать и устойчиво сохранять в стабильности авторитетную позицию.

На разных этапах жизни содержание авторитетности для ребенка подвергается изменениям. Например, для маленького ребенка авторитетными будут родители, которые хорошо рисуют, лепят или выполняют какие-то действия, которые недоступны, но желательны для выполнения самого ребенка. А в подростковом возрасте любая авторитетная позиция обесценивается: на предшествующем этапе умный, смелый, сильный, совершенно авторитетный родитель вдруг становится в глазах подростка банальным, не умеющим. Это необходимо и используется подростком для сепарации, чтобы перейти от доверия к родителю к доверию к самому себе. Если сепарация, доверие, складываются с наименьшим количеством конфликтов и агрессии, то последующие этапы отношений будут реализовываться в равноправном доверии родителя по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителям.

Что скрывается за понятием дружеских отношений?

Когда мы по-житейски толкуем дружеские отношения, мы имеем в виду доверительность и неконфликтность. Если именно такой смысл закладывается в дружественность отношений детей и родителей, то это является основанием для построения отношений за пределами родительской семьи. Ребенок, а потом взрослый человек обеспечивается устойчивостью и гибкостью отношений с теми, с кем он входит во взаимодействие в своей собственной семье, в супружеских, в профессиональных и любых других отношениях.

Если рассматривать границы внутри дружеских отношений родителей и детей, возможным следствием неправильной трактовки понятия «дружба» будет являться невозможность их установления, то есть когда ребенок не понимает разницу между ролевыми позициями. В случае, когда доверия недостаточно, нарушаются границы, их становится труднее определять, и как следствие, возникают серьезные противоречия.

Пример из практики клинического психолога

Поделюсь примерами из практики, которые позволят более наглядно рассмотреть и оценить риски и угрозы, когда нарушаются ролевые границы или формируется устойчивое поведение по нарушению ролевых границ. Ко мне обратилась мама девочки 13 лет с запросом о том, что в течение года подросток все активней провоцирует конфликты и действует агрессивно. Все предшествующее время они прямо были подружками, всем делились и ничего не предвещало возможности ссор. Как раз изменения начались с нарушения ролевых границ мамы и дочери, что возникло из-за неопределенности иерархии отношений. Не определились границы, которыми мама могла воспользоваться, четко и однозначно сказать «нет», а дочь бы училась этими границами руководствоваться.

В подростковом возрасте в любом случае складывается мотивация на изменение дистанции в отношениях и на изменение ролевых границ. Конфликты и агрессия — вполне себе логичное следствие этих отношений. В эти дружеские, по мнению мамы, отношения вошел третий человек, еще одна, теперь уже настоящая подружка, как сказала дочь клиентки. Девочкам стало друг с другом более интересней и понятней. Сначала эпизодические предпочтения в отношениях, потом установлением объема информации и содержанием отношений стала управлять девочка-подросток. Мама периодически нарушала границы, установленные дочерью, это вызывало крики, негатив, скандалы. То есть девочка требовала не ограничивать, но при этом ограничивала сама. «В мою комнату без стука зайти нельзя, а лучше вообще не заходить никогда». При этом если мама пыталась установить свои правила, они легко и просто нарушались. Соответственно, чем больше конфликтов, тем больше ограничений, которые пытается наложить родитель – из роли друга наложить ограничения и фактически невозможно, поскольку дочь в отношениях со своей новой подружкой, и ей интереснее, комфортнее, приятнее, веселее. Например, мама устанавливает время, в которое девочка должна вернуться домой, а девочка с легкостью его нарушает. Такая ситуация является абсолютно естественной.

Мы первые в истории человеческой цивилизации поколение, которое проживает сразу в двух взаимодействующих реальностях: опосредованной техническими средствами, цифровой реальности и не опосредованной техническими средствами реальности. В цифровой социальной реальности понятие дружеских отношений не просто носит отличающийся, но и по сути диаметрально противоположный характер. Отличие касается степени устойчивости и доверительности этих отношений. Друзьями стали называться все те, кто эпизодически, с любой мотивацией входят в цифровое социальное пространство конкретного человека, вступает с ним взаимодействие через комментарии или другой цифровой сигнал. В восприятии актуального подрастающего поколения, друг — это любой человек, который хотя бы на какое-то время просто назвал себя другом. Соответственно, такое понимание дружеских отношений еще больше искажает отношения детей и родителей, если родитель называет и обозначает эти отношения как дружеские. Риском здесь становится путаница и неопределенность, неустойчивость при переносе статуса друга из пространства цифровых социальных отношений в пространство отношений детей и родителей. Родители в своей истории отношений фактически не имели таких аналогов, и своевременно уловить это противоречие они в большинстве своем не могут.

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Проблемы генома

Эксперты РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России обсудили проблемы терапии орфанных заболеваний

«Проблемы медицинского образования, или Врач должен учиться всегда»

«Проблемы медицинского образования» — интервью с легендарным врачом М.А. Курцером

Опубликована резолюция по итогам Совета экспертов «Актуальные проблемы лечения рака носоглотки»

По данным специалистов, эффективные подходы к лечению рака носоглотки сейчас ограничены 1-2 линиями терапии, что…

Реабилитация после инсульта: как вернуть привычное качество жизни

Каждый пациент, перенесший инсульт, нуждается в реабилитационной помощи. Очаги повреждений, которые образуются в мозге, не…

Почему северные морские рыбы содержат больше полезных веществ, чем живущие в южных морях

Рыба северных морей, в отличие от рыбы южных морей, по праву считается более вкусной и…