Изображение: к/ф «Трудный ребенок», 1990
140 лет назад, 8 ноября 1884 года, родился Герман Роршах, автор знаменитого психологического теста. Почему тест Роршаха сейчас не применяют в диагностике рассказала Вера Борисовна Никишина, д.психол.н., профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета.
Что такое тест Роршаха?
В системе психологического знания есть несколько культовых имен, одно из которых точно Роршах. И так же как Фрейд, Юнг или Адлер, его имя известно даже тем, кто глубоко не погружен в психологическое знание и практику. Роршах, даже не будучи психологом (по образованию и по роду деятельности психиатр), вошел в историю в том числе и благодаря разработанному им методу, точнее проективной методике, тесту Роршаха. Методика создана в 1921 году и до сегодняшнего дня находится в поле внимания, причем даже в большей степени в поле непрофессионального внимания. Например, очень часто в кинематографе в кадр попадает психолог или психиатр, и скорее всего, чтобы украсить кадр, будут присутствовать картинки или, точнее, стимульынй материал из теста Роршаха. На сегодняшний день это уже история современной психодиагностики.
В чем заключается его основная идея, на чем он основан?
В рамках использования данной методики испытуемым предлагается дать ассоциации или интерпретации 10 симметричных относительно вертикальной оси чернильных пятен. Каждая такая фигура служит стимульным материалом для свободных ассоциаций. Испытуемого просят назвать любое возникающее у него слово, образ или идею. В основе этого методического инструментария находится идея о том, что свободно актуализированные образы на абсолютно неформализованные стимулы, то есть неструктурированный образ, характеризуют тот способ обработки информации, тот вид мышления, который для испытуемого наиболее характерен.
При интерпретации ответов испытуемого изначально, по замыслу автора использовалась система из пяти параметров. Это параметры локализации, параметры детерминант, параметры формы, содержания и оригинальности. Составлялась таблица и по анализу этих пяти параметров специалист делал заключение.
Для диагностики каких заболеваний его используют?
Эта методика в начале и середине XX века была достаточно активным, используемым инструментом в деятельности психиатра. В том числе в России. Но она никогда не использовалась как основной диагностический инструмент. Ее использовали при работе с органическими поражениями, в диагностике органических поражений головного мозга, при нейродегенеративных расстройствах, а также при диагностике личности при шизофрении.
Почему его не применяют сейчас?
Данная методика относится к категории проективных и не имеет стандартизации. Ее использование и интерпретация результатов характеризуется высоким уровнем субъективности. Обеспечить достоверность полученных диагностических выводов по этой методике невозможно. Это основная причина, по которой мы, специалисты, этот инструмент ограниченно использовали. Сейчас интерес к этому инструменту существенно возрос, ровно потому, что в нем заложены метафорические характеристики как процедуры, так и самого содержания. Он очень схож по своей житейской, эмоциональной привлекательности с метафорическими картами. Таинственность и привлекательность самого содержания инструмента, на мой взгляд, запустила ренессанс во внимании к нему и активности его использования — но за пределами медицинской психологии, за пределами психиатрии, за пределами системы здравоохранения.