Источник изображения: Пресс-служба РНИМУ им. Н.И. Пирогова
По данным ВЦИОМ, в молодежной группе 18–23 лет сосредоточены наиболее активные онлайн-потребители: каждый пятый из их числа совершает заказы в интернете несколько раз в неделю и чаще, а общая доля регулярных онлайн-покупателей в этой группе достигает рекордных 81 %. Почему так происходит, рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, д.м.н., доцент, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Института нейронаук и нейротехнологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.
— Комментируя данные ВЦИОМ о том, что в молодежной группе 18-23 лет сосредоточены наиболее активные онлайн-потребители и каждый пятый из их числа совершает заказы в интернете несколько раз в неделю и чаще, а общая доля регулярных онлайн-покупателей, можно сказать о том, что это не имеет по собой какой-либо психопатологической основы.
Высокая активность и частые покупки в интернете — это веяние времени. Думаю, что если внимательно посмотреть эти социологические исследования, то принципиальной разницы между группой 18-23 года или 23-30 лет и 30-40 лет, скорее всего, не будет. Бóльшая часть людей, получив такую возможность, естественно, экономит свои силы и время для того, чтобы не ходить по магазинам.
Может ли этот шопоголизм быть связан с активной и навязчивой рекламой в соцсетях и интернете?
— Я не думаю, что реклама стала более активной и навязчивой, чем год, 10 или даже 20 лет назад. Но также я не считаю это шопоголизмом. Шопоголизм — это достаточно серьезное расстройство психики, которое диагностируется не только по частоте и количестве покупок в магазинах.
Почему молодые люди покупают порой бесполезные вещи без каких-либо раздумий?
Подобное случается и не только среди молодых людей, это может быть связано с большим количеством различных обстоятельств. От самых простых банальных невротических переживаний до каких-либо уже серьезных психопатологических расстройств, маниакальных состояний, бредовых расстройств, расстройств сознания и чего-то еще в структуре тех или иных заболеваний. Но это было, есть и остается в едином, крайне небольшом проценте случаев. Бóльшая часть так называемых безраздумных покупок, бесполезных, как кажется автору вопроса, вещей, происходит по причине обычной человеческой импульсивности.
Возможно ли перерасти этот шапоголизм или это уже можно отнести к особенностям поколения?
— Еще раз хочу сказать, что это не шопоголизм и не нужно из этого делать некий социальный молодежный дефект.
Как можно отучить зумеров от частых эмоциональных покупок?
— Не думаю, что это необходимо делать. И вообще не считаю, что кто-то должен на себя брать ответственность, кого-то учить. Тем более, за целое поколение людей.
По материалам Пресс-службы РНИМУ им. Н.И. Пирогова