Считается, что моду на загар ввела Коко Шанель, которая в 1920-х годах смело демонстрировала свою смуглую кожу и веснушки на лице после прогулок на яхте, носила одежду с коротким рукавом, что шло вразрез с общепринятыми нормами в те времена. Женщины прятались от солнца, а белоснежная кожа считалась идеалом, к которому многие стремились.
Загар становился все более популярным, купальники и одежда – все более открытыми, кроме того, появились солярии, где каждый мог стать более смуглым вне зависимости от сезона и погоды за окном.
Однако наука и медицина все это время не стояли на месте. Со временем ученые пришли к выводу, что ультрафиолетовые лучи, испускаемые солнцем – самый настоящий канцероген, а потому стоит предпринять усилия для защиты от солнца. Статистика действительно впечатляет: подсчитано, что ультрафиолет виновен в 4 из 5 случаев меланомы и в 9 из 10 случаях немеланомного рака кожи. Любой солнечный ожог тоже повышает риск развития рака кожи – люди, обгоравшие хотя бы пять раз за всю жизнь, получают рак кожи в два раза чаще, чем те, кто с такой проблемой не сталкивались.
Напомним, что рак кожи – опасное и коварное заболевание, которое непросто обнаружить на ранней стадии, когда шанс вылечиться и выйти в ремиссию высок. К сожалению, при выявлении рака кожи на IV стадии пятилетняя выживаемость не превышает 30%.
Защищаться от солнца сегодня легче, чем когда-либо – в аптеках, обычных магазинах и на маркетплейсах огромный выбор средств с SPF, предназначенных для спасения от канцерогенного действия ультрафиолета.
Россияне, кажется, охотно следуют этому тренду. На это указывают, например, результаты исследования маркетплейса OZON в июне 2022 года, показавшие, что спрос на солнцезащитные средства с началом летнего сезона вырос в 9 раз, а по сравнению с предыдущим годом увеличился на 20%. В 2023 году уже другой опрос продемонстрировал, что жители страны отдают предпочтение средствам с высоким фактором защиты – SPF50, на которые пришлось более 80% всех продаж.
«Чем выше значение SPF, тем надежнее защита, а чем светлее кожа, тем более высокий SPF необходим. Но важно не только само средство но и то, как оно наносится, экономить на нем не стоит. Для лица нужно примерно 0,5 столовой ложки крема, а для тела — 6-7 столовых ложек, этот объем примерно соответствует объему одного шота», — поясняет врач-дерматолог, трихолог, косметолог “СМ-Клиника” Наталья Щеплева.
Вне зависимости от степени защиты, средство надо обновлять примерно каждые два часа. Кстати, многие наносят крем слишком тонким слоем, из-за чего он защищает хуже – эксперты уверены, что можно смело брать в 2 раза больше средства.
Фильтры, входящие в состав солнцезащитных средств, могут иметь разную природу. “Физические — частицы минералов, которые работают как щит, бликуя на солнце и отражая UV-лучи, не дают им проникнуть в эпидермис. Функцию физических фильтров выполняют в составе средств оксид титана и оксид цинка. Химические фильтры действуют иначе — они улавливают ультрафиолет и нейтрализуют его вред. На упаковке средств они могут быть указаны как авобензон, мексорил, тиносорб”, — дополняет Наталья Щеплева.
И, если тенденция, демонстрирующая интерес к солнцезащитным средствам вполне очевидна, то отказываться от пляжного отдыха россияне не спешат. Да и делать это не нужно, ведь вполне реально провести время с удовольствием, не подвергая себя повышенному риску развития меланомы. Для этого нужно пользоваться подходящим солнцезащитным средством, находиться под зонтом или навесом и не оставаться на активном солнце в период с 11 до 16 часов.
Имеются противопоказания, не занимайтесь самолечением — обратитесь к специалисту!