Источник изображения: by pch.vector on Freepik
Почему клиническая смерть — это не конец? Поясняет реаниматолог Андрей Олегович Быков, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Чем клиническая смерть отличается от биологической?
Клиническая смерть — это остановка кровообращения. У пациента крайне тяжелое состояние, настолько легкие поражены и не работают, что необходимо органозамещение. Следующим этапом после клинической идет биологическая смерть. Биологическая смерть — это необратимый процесс. У него есть свои собственные признаки: окоченение, высыхание, охлаждение и распределение крови. Для клинической же смерти важно, что это потенциально обратимый процесс. Здесь мы можем воздействовать на пациента. У нас есть секунды — даже не минуты, а секунды — четкого, правильно использованного времени для того, чтобы была возможность вернуть человеку жизнь. К сожалению, это не всегда происходит. Надо понимать, что при клинической смерти иногда можно спасти человеку жизнь, а иногда нет. Например, инфаркт миокарда. Мы сейчас говорим о таких людях, у которых на аппарате искусственного кровообращения показывало кардиограмму во время прямого массажа сердца. В операционной было проведено стентирование сердца, а на следующий день пациент в абсолютно ясном сознании. Есть пациенты, у которых заболевание находится в своем апогее. Например, тяжелая онкология, четвертая стадия. Пациенты возрастные, у них вероятность смерти может быть выше.
Люди, испытавшие клиническую смерть, делятся рассказами о каких-то видениях, как будто они побывали на собственных похоронах, или видят, как врачи проводят над телом реанимацию. Что это? Как это может быть?
Знаете, за время всей моей работы у меня было немало успешных и немало безуспешных случаев. Это очень сложная структура. Мне кажется, что здесь возможна некая активность нейронов, которые позволяют видеть какие-то кажущиеся или истинные картинки. В плане успешной реанимации, что человек может что-то запомнить и рассказать действия врачей, уже возможно, я не отрицаю. Все-таки, если человек живой, значит подсознание где-то у него находится.