Мальчик из Волгограда родился с редким сочетанием нескольких пороков сердечно-сосудистой системы, главный из которых – единственный желудочек сердца (в норме у человека 2 желудочка). Выжить таким пациентам помогает только сложная операция Фонтена, которую ребенок в раннем возрасте успешно перенес, однако последствия операции – рубцы на сердечной мышце – с возрастом часто становятся причиной аритмий.
В 9 лет пульс мальчика стал патологически учащаться до 150–180 ударов в минуту, начались головокружения, постоянные обмороки, вызовы скорой помощи, госпитализации в реанимацию. У больных с изначально нарушенным кровотоком любые нарушения сердечного ритма – даже те, что не относятся к жизнеугрожающим, – способны вызывать критические состояния.
Необходимо было выполнить стандартную современную операцию — радиочастотную аблацию: с помощью катетера войти через крупную вену в полость сердца и нанести изолирующее воздействие на очаг аритмии. Но у мальчика привычный и безопасный путь в сердце был перекрыт вследствие анатомических особенностей и хирургических анастомозов, сделанных в ходе открытых операций на сердце. Оставался единственный и сложнейший, так называемый ретроградный (возвратный) путь: хирургам предстояло попасть в необходимые камеры сердца против основного кровотока, т. е. через аорту. После этого еще дважды развернуться внутри камер сердца, пройти через дефект межпредсердной перегородки и наконец попасть в правое предсердие.
«Вручную, стандартным способом сделать такое невозможно, поэтому ребенок и приехал в Новосибирск, – объясняет заместитель генерального директора по научной работе НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина, доктор медицинских наук, профессор Александр Борисович Романов. – В России только в Центре Мешалкина оперируют на роботизированной системе “Стереотаксис”, которая позволяет маневрировать внутри сердца как угодно – сверхмощные магниты аккуратно поворачивают катетер в сердце в любом направлении. Хирург управляет ими с помощью обычной мышки за монитором, но от точности его движений зависит жизнь».
На первом этапе сложности операции не закончились. В процессе операции, войдя в сердце, врачи обнаружили еще одну редчайшую аномалию – два водителя ритма вместо одного.
«Такое в нашей практике впервые: это все равно что два мотора у одной машины, – комментирует Александр Романов. – Нам нужно было, образно говоря, убрать лишние проводки, но было непонятно, у какого из моторов. При этом размер области, на которой работали, – 5-6 мм. Любая ошибка – и сердце пациента перестанет сокращаться вовсе, а тогда нужна новая открытая операция, установка кардиостимулятора».
Деликатная и точная работа хирургов помогла избежать всех этих рисков. Аритмию удалось устранить. В практике Центра Мешалкина и в стране в целом это третья подобная операция пациенту, ранее перенесшему операцию Фонтена.
Четырехчасовую операцию провела бригада в составе доктора медицинских наук, профессора Александра Борисовича Романова, заведующего отделением сложных нарушений ритма сердца, кандидата медицинских наук Виталия Викторовича Шабанова и заведующего отделением анестезиологии-реанимации, кандидата медицинских наук Владимира Александровича Бобошко.
Мальчик чувствует себя хорошо. Через трое суток после операции его вместе с мамой выписали из стационара.