В рамках VIII ежегодного Всероссийского Конгресса онкологических пациентов состоялась сессия «Что нужно знать родителям об остром лимфобластном лейкозе», в ходе которой эксперты ответили на вопросы об этапах лечения этого заболевания, организации питания, физической активности ребенка во время прохождения терапии. Отдельный упор был сделан на психологическую поддержку родителей. Сессия прошла при поддержке фармацевтической компании «Сервье».
В ходе мероприятия Боровова Ирина Валерьевна, президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!», рассказала об опыте горячей линии пациентского общества, а на вопросы родителей ответили Карачунский Александр Исаакович, профессор, д. м. н., заместитель генерального директора-директор Института онкологии, радиологии и ядерной медицины ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Минздрава России, и Румянцева Юлия Васильевна, профессор, д.м.н., заведующая отделом исследования лимфопролиферативных заболеваний ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Минздрава России.
Отвечая на вопросы, эксперты обсудили раннюю диагностику острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ), влияние наследственности и факторы развития рецидивов, организацию лечения и его этапы, а также подробно остановились на рекомендациях по питанию и физической активности во время терапии. Аспектам психологической поддержки было уделено отдельное внимание: часто после постановки диагноза родителей волнует, почему рак «пришел» именно к их ребенку, и есть ли в этом их вина.
«Лейкоз — это не наследственность, не инфекция, не вирусы, — отвечает Александр Исаакович Карачунский, профессор, д. м. н., заместитель генерального директора-директор Института онкологии, радиологии и ядерной медицины ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Минздрава России. — Мама и папа не виноваты. Это результат случайных мутаций, которые у 3-х детей из 100 тысяч приведут к лейкозу».
Каждый год в России около тысячи детей и подростков заболевают ОЛЛ. Эта форма лейкоза, обладающая особенно агрессивным течением, требует срочных лечебных мероприятий. Однако за последние десять лет достижения в области медицины и внедрение новых методов терапии позволили добиться значительного улучшения показателей эффективности лечения — главным образом у детей: долгосрочная выживаемость при этом заболевании у них составляет до 90%.
Узнав, что у ребенка рак, родители часто начинают задумываться о лечении в зарубежных клиниках и федеральных центрах, однако делать это необязательно. «Протоколы лечения ОЛЛ в нашей стране одинаковы для всех клиник, а их эффективность такая же, как и в зарубежных странах», — объясняет Юлия Васильевна Румянцева, профессор, д. м. н., заведующая отделом исследования лимфопролиферативных заболеваний ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Минздрава России. Специалист также отметила, что процесс лечения лейкоза длительный, и очень важно, чтобы маленький пациент оставался в кругу своей семьи и близких. При этом сотрудники федеральных центров всегда на связи со специалистами на местах, чтобы все пациенты могли получить доступ к необходимой экспертизе.