Каждый ребенок развивается в своем темпе. И нет единого стандарта, по которому можно было бы точно определить — развивается малыш правильно или нет. Но иногда родители замечают, что их ребенок отстает в развитии от сверстников. Задержка психического развития (ЗПР) — распространенное нарушение развития у детей. Это может насторожить и вызвать тревогу. Но не стоит поддаваться панике.
Во многих случаях при своевременной диагностике и грамотной коррекционной помощи такие дети догоняют ровесников и в значительной степени достигают нормального уровня развития. Причиной ЗПР является повреждение или недоразвитие головного мозга на ранних этапах онтогенеза.
Давайте разберемся, что представляет собой задержка психического развития у детей, как ее распознать и что делать, если ваш малыш попадает в группу риска.
Классификация ЗПР
Выделяют несколько видов ЗПР: церебрастенический, цереброастенический и психофизический инфантилизм. Они различаются по клинико-психологическим особенностям проявлений.
Различают следующие основные формы ЗПР:
- конституционального происхождения обусловлена генетическими факторами и особенностями развития нервной системы ребенка с рождения;
- соматогенного происхождения возникает из-за хронических соматических заболеваний;
- психогенного происхождения вызвана неблагоприятными условиями воспитания и социальным окружением ребенка;
- церебрально-органического генеза обусловлена органическим поражением центральной нервной системы.
Классификация по степени выраженности:
- легкая степень ЗПР — IQ 69-79 баллов;
- умеренная — IQ 50-69 баллов;
- тяжелая — IQ ниже 50 баллов.
Основные проявления ЗПР
- замедленное психическое развитие;
- снижение познавательной активности;
- нарушение внимания и памяти;
- недостаточность абстрактного мышления;
- ограниченность представлений об окружающем;
- своеобразие эмоционально-волевой сферы;
- проблемы речи, моторной координации;
- трудности обучения в школе.
Возраст | Особенности |
3-4 года | Позднее развитие речи |
5-6 лет | Недостаточная сформированность навыков самообслуживания |
6-7 лет | Трудности запоминания инструкций, правил |
7-11 лет | Проблемы с усвоением школьных навыков чтения, письма, счета. Нарушения поведения |
Диагностика ЗПР
Диагностика ЗПР проводится комплексно, с привлечением специалистов разного профиля.
Врач-психиатр оценивает состояние нервной системы и выявляет возможные органические нарушения головного мозга.
Психолог проводит нейропсихологическое тестирование, которое помогает определить уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Используются такие методики как тест Векслера, прогрессивные матрицы Равена, тест Тулуз-Пьерона.
Логопед обследует речевое развитие ребенка, оценивает понимание речи, активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, фонетико-фонематическую сторону.
Педагог изучает уровень знаний и умений по основным предметам, выявляет пробелы в школьных навыках чтения, письма, счета.
Такой комплексный подход позволяет определить структуру дефекта при ЗПР, степень выраженности отставания и разработать оптимальную программу коррекционной помощи.
Коррекция и лечение ЗПР
Основные направления коррекционной работы:
- медикаментозная терапия для улучшения работы мозга;
- психологическая коррекция познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы;
- логопедические занятия для развития речи;
- специальные коррекционно-развивающие занятия;
- индивидуальные и групповые занятия с психологом и логопедом.
Родителям рекомендуется:
- создать комфортные условия в семье;
- поощрять успехи ребенка;
- заниматься с ребенком дома по рекомендациям специалистов;
- организовать режим дня и полноценный отдых.
Заключение
Своевременное выявление ЗПР и оказание квалифицированной коррекционной помощи позволяют в значительной степени устранить имеющиеся нарушения развития. Это способствует успешной социальной адаптации детей с ЗПР.
Имеются противопоказания, не занимайтесь самолечением — обратитесь к специалисту!