Почему мнение пациента об эффективности назначенной терапии наряду с клиническими результатами становится все более важным для системы здравоохранения? Как персонализированный подход способствует повышению продолжительности жизни? Почему нужно внедрять ценностно-ориентированный подход в здравоохранении и почему важно оплачивать не объем оказанной медицинской помощи, а ее результат? Эти и другие вопросы обсудили участники прошедшего в Москве IV форума пациент-ориентированных инноваций.
Ценностно-ориентированное здравоохранение – это та модель здравоохранения, которая активно внедряется сегодня во всем мире, и в том числе в нашей стране. В ее основе – не объемы оказания медицинской помощи, а достигаемый при этом результат, персонализированный подход к каждому пациенту, не «количество», а «качество», в сопоставлении с затратами. Именно такая система позволяет способствовать повышению доступности инноваций, благодаря которым значительно меняется качество и продолжительность жизни.
Как сказал выступивший на мероприятии министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, ожидаемая продолжительность жизни в нашей стране составляет уже 73,4 года. Этот показатель растет, и министерство прилагает к этому все усилия. По его словам, наибольшую перспективу в развитии здравоохранения имеет персонифицированный подход, управление здоровьем каждого человека. Поэтому диалог врача с пациентом крайне важен для формирование взаимного доверия, повышения приверженности назначенному лечению, улучшению результатов терапии. «Переход к инновационной медицине невозможен без понимания потребностей пациентов и их активного вовлечения в дискуссию с представителями медицинского сообщества и организаторов здравоохранения», — отметил Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. Он также подчеркнул, что оценка инноваций в том числе должна быть основана на том, как изменилось качество, продолжительность жизни пациента от определенной технологии или лекарственной терапии.
Персонализированный подход лежит в основе современных систем ценностно-ориентированного здравоохранения. Назначение лечения, особенно в случае с тяжелыми заболеваниями, должно осуществляться в диалоге с пациентом, а также на основании оценки его последующей результативности для отдельного пациента или группы пациентов.
Об одной из важных составляющих — получении обратной связи от пациентов в отношении получаемой терапии говорила Юлия Зуенкова, к.м.н., преподаватель кафедры «Организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены» Российского университета дружбы народов. Она отметила, что внедрение ценностно-ориентированного здравоохранения возможно и на федеральном, и на региональном уровне и прежде всего должно быть реализовано в системном ключе, включая уровень медицинских организаций.
В частности она рассказала о пилотном проекте внедрения такой системы, который реализуется в одном из регионов страны в сфере онкологии. В рамках проекта была разработана оценка показателей эффективности лечения пациентов с раком кожи, проведена серия образовательных мероприятий для врачей о том, как беседовать с пациентом в отношении назначаемой терапии. Также были внедрены валидизированные электронные опросники для изучения индивидуальных потребностей и ценностей[1]пациентов, а также оценки их опыта[2], что позволило внедрить инструмент совместного принятия решения. После этого спустя З месяца после лечения производилась оценка того, насколько пациенты удовлетворены результатом. «Сегодня важно дать пациенту возможность совместно с врачом принимать решения о выборе лечения. Чтобы он понимал, осознавал недостатки всех вариантов терапии, оценивал свою вовлеченность. Важно пациента обучать, т.к. далеко не каждый готов и имеет возможность участвовать в этом совместном принятии решения», — отметила Зуенкова.
Вопрос стоимости инноваций также является немаловажным на фоне роста расходов на медицинскую помощь во всем мире. Он обусловлен многими компонентами, ключевые из которых — старение населения, рост распространенности неинфекционных заболеваний, высокая стоимость современных технологий. К его решению также важно подходить с учетом медицинских потребностей каждого пациента.
Нурия Мусина, к.ф.н., директор по развитию Ассоциации специалистов по оценке технологий здравоохранения: «Сегодня мы, как правило, платим за объемы, и нигде в системе здравоохранения не платим за результат. Мы сами создаём такие условия, когда оплачивается лишь факт лечения, закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий. Но никак не стимулируем повышение качества оказания помощи и эффективность терапии. Это особенно критично в случае с дорогостоящими инновационными препаратами. В их случае мы должны особенно пристально смотреть, какой результат лечения мы получаем и как он сопоставим с той ценой, которую платит за это государство. В данном случае справедливо производить оплату соразмерно эффекту, и производители должны также это понимать».
О необходимости совершенствования законодательной базы в отношении закупки инновационных препаратов рассказал Виталий Омельяновский, д.м.н., профессор, генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава РФ: «С каждым годом растет число новых персонифицированных, в том числе генетических, технологий для лечения тех или иных заболеваний. Но действующее законодательство [ФЗ-44 не заточен под персонализированную медицину] не способно в полной мере решать задачи, связанные с их закупкой и внедрением. Поэтому для инновационных технологий нужен отдельный трек, в том числе потому, что для них требуется более сложный подход для их введения в практику. Как правило, они предлагаются единичными поставщиками, и при закупке целесообразно применять переговорный процесс, который подразумевает регламентацию и нормативно-правовое обеспечение».
Вопрос внедрения инноваций должен идти параллельно с пониманием, как они будут финансироваться. По мнению Виталия Омельяновского, одна из наиболее рабочих схем — поделить риски, связанные с эффективностью получаемого пациентами лечения, между государством и производителем, что может найти отражение во внедрении соглашений о разделении рисков (риск-шеринга). Также эксперт отметил важность проведения комплексной оценки таких технологий. Это является важным инструментом для понимания государством того, какие технологии готовы для масштабирования в рамках национальной государственной или страховой системы.
Форум пациент-ориентированных инноваций «Пациентское сообщество за новую медицину» — ежегодное мероприятие, организованное Всероссийским союзом пациентов, проходящее в этом году в 4-й раз. Его цель – экспертное обсуждение вопросов, связанных с доступностью инноваций в сфере здравоохранения, а также формирование дорожной карты, направленной на повышение доступности инновационных медицинских технологий, медицинских изделий и лекарственных препаратов. Это набор практических мероприятий, направленных на повышение уровня доступности инновационных медицинских технологий, изделий и лекарственных препаратов. В форуме принимают участие представители Министерства здравоохранения РФ, пациентского, медицинского и экспертного сообщества.
Источники
[1] PROM — patient-reported outcome measures
[2] PREM — patient-reported experience measures