От 50 до 83% людей, у которых диагностировано онкологическое заболевание, не отказываются от курения, которое является одним из предрасполагающих факторов к плохой адаптации больного. Помимо курения на прогноз выживаемости влияют: социальная изоляция, низкий социально-экономический статус, алкоголизм или наркомания, сопутствующие психические заболевания, пессимизм в отношении к жизни, отсутствие надежды на выздоровление, стрессы, психологические травмы, ригидность приспособляемости.
Тактику лечения онкологических заболеваний совместно выбирает группа специалистов, в которую входят хирурги, химиотерапевты, радиологи. Оптимальный подход для этого определяется индивидуально. Например, удаление опухоли показано в случаях, когда она не выходит за пределы органа, имеет четкие границы, сохраняет структуру и функции исходной ткани, возникла под влиянием внешних факторов и растет относительно медленно, а клетки не утратили способность к дифференцировке.
Как правило, хирургическое вмешательство наиболее эффективно на начальной стадии заболевания. «Часто операция не является единственным методом лечения: при многих локализациях рака хирургическое лечение сочетается с химиотерапией и лучевой терапией», – рассказала к.м.н., врач-онколог СПб ГБУЗ «ГКОД» Светлана Кутукова.
У пациентов с онкологическим заболеванием, которые продолжают курить после постановки диагноза, нередко наблюдается снижение реакции на лучевую терапию и химиотерапию, нарушение заживления ран, увеличение числа случаев инфекций, а также частоты мукозита и ксеростомии, усиление проблем с кровообращением. При этом, по словам Дениса Романова, к.м.н., заведующего радиологическим отделением ЦКБ «РЖД Медицина», «российское медицинское сообщество только сейчас начинает уделять внимание этой проблематике и подталкивать пациента к отказу от курения как неотъемлемой части терапии».
Никотин подавляет апоптоз опухолевой клетки. Этот эффект опосредован мембранными никотиновыми рецепторами ацетилхолина, стимуляция которых приводит к активации NF-кВ, усилению транскрипции митогенных промоторов, ингибированию путей гибели митохондрий и стимуляции проангиогенных факторов. «Это способствует развитию резистентности к лекарственным препаратам у курильщиков», – подчеркнул Денис Романов.
Отказ от курения, таким образом, является одним из значимых элементов онкологических программ, от профилактики и диагностики до паллиативной помощи. Тем не менее, для пациентов, которые не отказываются от табакокурения, возможны несколько сценариев. Они могут включать в себя как принятие риска, т.е. его осознание без каких-либо дальнейших действий, так и снижение риска – за счет мер, которые уменьшают вероятность негативного события или уменьшают серьезность последствий.
Например, снижению вреда может способствовать переход на электронные системы нагревания табака (ЭСНТ). «Важным преимуществом ЭСНТ является именно нагревание, а не горение табака. При нагревании нет таких вредных факторов, как дым, образующийся в процессе горения сигареты. Соответственно, мы убираем фактор канцерогенеза, фактор дополнительной травматизации слизистых и других органов в период проведения лучевой терапии», – считает Денис Романов.
В этой связи команда специалистов может воздействовать на пациента, чтобы улучшить качество жизни пациента с вредными привычками на всех этапах лечения или модифицировать риски, которые привели к образованию злокачественной опухоли.
Качество жизни – это совокупность параметров, отражающих измерение ее течения с оценкой физического состояния, психологического благополучия, социальных отношений и функциональных способностей в период развития заболевания и его лечения. «Курение и другие формы зависимости нередко связаны с факторами, которые отражаются на частоте развития заболеваний и тяжести лечения, – считает Денис Романов. Это не только клинические аспекты, такие как агрессивность опухоли, переносимость лечения, но и некие социальные факторы. У многих пациентов могут быть сложные взаимоотношения с семьей, с обществом, с врачами».
В этой связи одним из приоритетов в ходе лечения является сохранение качества жизни. «Важно оценивать каждый параметр качества жизни – самочувствие, психологическое состояние, социальные отношения и функциональные способности. Важно понимать и объяснять пациенту, что будут осложнения, но мы будем с ними вместе справляться», – подчеркнула Светлана Кутукова.