«Я застала времена, когда у нас не было ничего, даже для купирования атаки, кроме плазмы и аминокапроновой кислоты. И было страшно от ощущения бессилия, так как даже после постановки диагноза надежных и безопасных препаратов, способных спасти жизнь пациента в экстренной ситуации, не было. Чуть меньше 10 лет назад на рынке появились эффективные и безопасные лекарственные средства для лечения острых атак, это уже стало большим прорывом, так как мы перестали бояться, что пациент погибнет. Но атаки непредсказуемые, болезненные, десоциализирующие, а период купирования симптомов занимает несколько часов – пациенты вынуждены пропускать работу, учебу, отменять поездки, поэтому такая терапия не позволяет жить пациенту обычной жизнью.
Вернуть качество жизни и социальную/профессиональную активность во многих случаях способна только профилактическая терапия. Поэтому, когда инновационная терапия пришла на рынок, у нас появился шанс приблизить качество жизни пациентов с НАО к уровню здоровой популяции. Сегодня мы хотим больше, и поэтому бросаем все силы на долгосрочную профилактику, эффективная терапия способна поделить жизнь наших пациентов на «до и после», — поделилась доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник, врач аллерголог-иммунолог «ГНЦ Институт иммунологии» Федерального медико-биологического агентства Елена Латышева.
Действительно, в марте 2021 года в нашей стране было зарегистрировано первое лекарство, предназначенное для профилактики рецидивирующих приступов наследственного ангионевротического отека (НАО) в форме раствора для подкожного введения, которое многим пациентам подарило в буквальном смысле надежду на полноценную жизнь.
Всё началось с того, что 18 ноября 2020 года в рамках программы раннего доступа к терапии в ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России первый взрослый пациент в стране получил подкожную инъекцию. Затем 20 января 2021 года в рамках этой же программы в НМИЦ «ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России первый педиатрический пациент получил подкожную инъекцию инновационного профилактического препарата. В общей сложности в программе раннего доступа принял участие 21 пациент.
Все пациенты, которые были задействованы в этой программе, имели наследственный ангиоотек 1-го типа: страдали от частых атак различной локализации, наблюдалось значительное снижение качества жизни. До момента включения в проект все участники принимали разную исходную терапию, но, в итоге, по рекомендации врачей она была полностью заменена на инновационный препарат. Если раньше лекарства использовались, в основном, для купирования приступов, а имевшиеся опции долгосрочной профилактической терапии не давали ожидаемого результата, то сегодня периоды без атак длятся намного дольше, и интервал между введениями препарата можно варьировать. Режим увеличения интервала между инъекциями наглядно это показал: изменение стратегии лечения проводилось под контролем врача, гибко, в соответствии с индивидуальными показателями каждого пациента. В проекте участвовали дети, взрослые мужчины и женщины, при этом последних было больше.
Первые результаты программы показали, что уже через полгода применения инновационной профилактической терапии контроль над заболеванием наблюдался у всех пациентов. Активность заболевания уже после третьего месяца применения препарата заметно снизилась и, что самое интересное, остановилась и сохранилась на стабильно низком уровне к шестому месяцу. Удивительно, но результат был примерно одинаков во всех случаях, вне зависимости от исходного состояния, с которым обращались пациенты. Такие же ошеломляющие результаты были продемонстрированы и по влиянию на качество жизни больных: спустя 3 месяца 12 из 16 пациентов не испытывали нужды в препаратах для купирования атак, а спустя еще три, то есть через полгода, 9 пациентов из 16 не чувствовали необходимости в применении аналогичных препаратов.
На сегодняшний день режим дозирования препарата предполагает один раз в 2–4 недели. В первую очередь, это говорит о том, что в недалеком будущем терапию можно будет подстраивать индивидуально под каждого пациента: в зависимости от улучшения тех или иных показателей врачи получат право увеличить или, наоборот, уменьшить интервал приема лекарства. Во-вторых, это говорит о высоком уровне эффективности и безопасности препарата, ведь на протяжении всей программы ни один участник не столкнулся с серьезными нежелательными явлениями в связи с его введением или дозировкой.
Таким образом, буквально за один год жизнь пациентов с наследственным ангиоотеком кардинально изменилась: у них наконец-то появилась возможность жить качественной полноценной жизнью, не думая о том, что в любой момент их может настигнуть очередная атака. Новые разработки позволяют с надеждой смотреть на будущее этого заболевания – возможно, оно перейдет в разряд хронических и будет полностью контролироваться. А значит, пациенты смогут жить без страха за собственную жизнь, полноценно заводить семьи, самореализовываться. «Для нас и наших пациентов то, что мы имеем сегодня, — это уже большая победа. В каком-то смысле можно сказать, что «завтра для нас уже наступило», ведь ряд больных, действительно самых тяжелых, получили такую необходимую для них терапию. И я рада сообщить, что теперь у нас есть целый год опыта использования инновационного препарата», — резюмировала Елена Латышева.
Имеются противопоказания, не занимайтесь самолечением — обратитесь к специалисту!