Сегодня фармацевтический рынок работает стабильно. Хотя ситуация, с которой отрасль столкнулась в конце февраля начале марта, была неожиданной для всей товаропроводящей цепочки. Сложилось сразу несколько факторов: во-первых, ажиотажный спрос, во-вторых, перестройка логистики. Были и другие вопросы, которые приходилось решать здесь и сейчас. Как жить и работать в новой реальности рассуждали эксперты в рамках конференции портала Право.ru «Фармацевтика -2022: правовые вопросы».
Представители бизнеса находятся в тесном контакте с регуляторами. Вместе в сжатые сроки ищут правильные решения, оттого столь нужные регуляторные изменения принимаются быстро. Только помощь в основном оказывается производителям, потому что нельзя допустить дефектуры по жизненно важным позициям. Одной из первостепенных задач является импортозамещение. Для этого есть все предпосылки. На сегодняшний день больше половины лекарств ЖНВЛП отечественного производства.
«Мы сейчас решаем фактически триединую задачу: нам необходимо, с одной стороны, сохранить ассортиментную и ценовую доступность лекарственных средств для пациента; с другой — мы должны сохранить рентабельность предприятий, которые работают в фармацевтической отрасли и не дать им скатиться в убытки; и третье, мы должны выполнить те госгарантии, которые дает государство нашему населению, нашим пациентам», — отметил генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.
Поставки препаратов в Россию продолжаются. Не один западный партнёр не отказался выполнять свои условия контракта. Ни лекарственные препараты, ни медицинские товары не подпадают под санкционные списки. Хотя некоторые западные компании отказались от специальных российских проектов и не начинают новые клинические исследования в нашей стране. Несмотря на сокращение некоторых своих активностей, западные партнёры обещают бесперебойно поставлять на российский рынок лекарства. Проблем с лекарственной доступностью не ожидается.
Ажиотажный спрос привёл к временному дефициту лекарств на аптечных полках. Закупались впрок жители больших городов, где доходы выше. Только в Москве спрос на некоторые группы препаратов вырос в пять — шесть раз. В домашних аптеках люди сформировали полугодовой, а по некоторым медикаментам и годовой запас. К сожалению, часть из них в дальнейшем окажется в мусорном баке, поскольку закончится срок годности.
«К сожалению, информационный вирус охватил население сильнее, чем COVID-19, и люди в панике стали скупать лекарственные препараты. Как правило, в первую очередь это люди с хроническими заболеваниями, которые принимают лекарства ежедневно пожизненно. Например, люди с эндокринными заболеваниями на заместительной гормональной терапии», — подчеркнула директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
В конце февраля отрасль столкнулась с проблемами в логистике. В оперативном режиме менялись пути поставок, для этого нужно время и ресурсы. Часто это дольше привычного, а иногда и дороже.
«Проблем с доставкой лекарственных средств в регионы нет — кроме Калининградской области, для которой лекарства раньше доставляли автотранспортом, а теперь – по морю», — заверил Дмитриев.
Колебание курса валют отразилось и на фармацевтической отрасли, так как упаковка, расходные материалы, субстанции и расчёты с поставщиками привязаны к доллару. Бессмысленно винить аптеки в повышении цен на лекарства. Фармацевты делают все возможное, чтобы препараты были доступны как физически, так и по цене. «Оставаясь один на один с пациентами, фармацевты достаточно часто принимают удар на себя, — подчеркнула Виктория Преснякова. — Кстати, во время ажиотажа аптечная наценка не менялась, а по некоторым позициям она оставалась на минимальном уровне».
Государство поддерживает российские разработки, это одно из направлений программы «Фарма 2030». В планах программы увеличить и долю стратегически значимых препаратов, которые производятся в России по полному циклу, до 90% к концу десятилетия. Такие меры необходимы для снижения зависимости от внешних факторов.
А пока мы зависим от поставок субстанций и интермедиатов из Индии и Китая. Здесь тоже решаются логистические моменты. Перебоев в этом направлении в ближайшее время мы не ожидаем. Лекарственные средства на наш рынок готовы поставлять и восточные коллеги, в частности Иран и Пакистан. Правительством уже принято решение о беспошлинном ввозе субстанций. И это положительно отразиться на фармацевтическом рынке.
Главное сейчас сделать так, чтобы фармбизнес работал, и у пациента были необходимые лекарства по доступным ценам.
Правительство и региональные органы власти принимают очень много мер по поддержке производителей, например, уже упростили процедуру регистрации лекарств в случае дефектуры, предусмотрели льготные кредиты и субсидии. Но фармацевтическая отрасль — это не только производители, но и дистрибьюторы, и аптеки. Важно поддержать малый и средний бизнес, особенно в регионах, в отдалённых и труднодоступных районах.
«Хотелось бы, чтобы государство не выпускало из зоны своего внимания и аптечный сегмент. Например, вышло Постановление 512, которое увеличивает срок уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения на шесть месяцев. К сожалению, наши ОКВЭД (аптеки) туда не попали, а аптеки в первую очередь в этом нуждаются, поэтому меры поддержки нам необходимы как никогда», — обратила внимание Виктория Преснякова.
Аптечные учреждения должны перейти в систему здравоохранения, как это было раньше, и как требует их социальная функция. Поэтому самый актуальный сейчас вопрос – смена ОКВЭД. Кроме того, аптекам требуется налоговые послабления, сокращение внеплановых проверок, расширение ассортимента и много другое.
Сейчас самое лучшее время для тесного общения бизнеса и государства. Без государства бизнес не выживет, но и государство не примет нужные и верные решения без бизнеса. Это двустороннее движение вперёд. Отрасль меняется, и какой она будет, зависит от всех участников.