Москва, 8 августа 2022 года, — 1 августа в рамках дискуссии «Оказание медицинской помощи больным с онкогематологическими заболеваниями: результаты и перспективы развития» на платформе «Эффективное Здравоохранение» РАНХиГС состоялось экспертное обсуждение достижений и практических шагов по дальнейшему повышению доступности лечения на федеральном и региональном уровнях.
Онкогематология выступает одним из активно развивающихся направлений здравоохранения, но позитивные изменения внутри системы ставят ряд новых вопросов, связанных со спецификой организации оказания помощи и лекарственного обеспечения.
Модератор дискуссии, исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение», советник проректора РАНХиГС Александр Плакида, охарактеризовал проведение мероприятия как новый этап работы, направленной на выявление проблемных точек, обмен опытом и совершенствование системы оказания помощи, связанной c проведением диагностики и назначением эффективной терапии, в том числе по программе «14 высокозатратных нозологий» («14 ВЗН»), пациентам с онкогематологическими заболеваниями (ОГЗ), в частности, хроническим лимфолейкозом.
Член Комитета Государственной Думы по охране здоровья Александр Румянцев в своем выступлении отметил, что именно от консолидированной позиции и активности медицинского сообщества зависит эффективность работы системы здравоохранения на таких сложных направлениях, как онкогематология. Это связано с тем, что именно врачи выбирают оптимальное лечение пациентов с ОГЗ. На основании этого реализуются клинические рекомендации, выбираются протоколы лечения, проводятся клинические исследования. Говоря о нормативной основе оказания помощи, Александр Румянцев отметил возникающие сложности на этапе перевода клинических рекомендаций на клинико-экономические стандарты, препятствующие реализации государственных гарантий пациентам с ОГЗ.
При этом эксперты сошлись во мнении, что успехи в лечении злокачественных опухолей последних лет являются следствием повышения качества оказания помощи, а также четкого следования национальным клиническим рекомендациям. По мнению заведующей кафедрой онкологии и паллиативной медицины им. А. И. Савицкого ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия НПО» Минздрава России Ирины Поддубной, «рекомендации являются основным законодательным документом, в котором указаны все требования к диагностике и терапии онкогематологической патологии, должны быть обоснованными и управляемыми и регулярно пересматриваться врачебным сообществом, чтобы их можно было использовать во всех организациях и на всей территории страны».
В продолжение дискуссии заведующая отделом создания и внедрения информационно-автоматизированных комплексов в систему организации специализированной медицинской помощи ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России Ирина Ларичева представила доклад по оценке эпидемиологических показателей и доступности медицинской помощи пациентам с хроническим лимфолейкозом (ХЛЛ) — одним из самых распространённых видов лейкозов. По данным доклада, снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), отмеченное в 2021 году, может быть связано с ограниченными возможностями диагностики и негативным влиянием новой коронавирусной инфекции на эпидемические показатели данной категории больных. Ирина Ларичева отметила, что пациенты с ХЛЛ стали одними из наиболее пострадавших среди больных с ЗНО в период пандемии. Она подчеркнула, что текущие возможности большинства субъектов РФ по обеспечению этой группы пациентов необходимой терапией ограничены и могут оказать негативное влияние на достижение целевых показателей Национального проекта «Здравоохранение». «Финансовые возможности предоставления лекарственной терапии ХЛЛ в рамках клинических рекомендаций должны быть обеспечены за счет погружения лекарственных препаратов в таблетированной форме в систему ОМС или с помощью перехода к централизованным закупкам дорогостоящих лекарственных препаратов, в том числе через программу «14 ВЗН» за счёт средств федерального бюджета», – прокомментировала Ларичева.
Поддерживая тему улучшения обеспечения пациентов с ОГЗ инновационными препаратами, начальник Отдела анализа обеспечения лекарственными препаратами и обращения медицинских изделий в субъектах РФ ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России Олег Шухов отметил, что таблетированные формы таргетных препаратов обеспечивают доступность амбулаторного применения, позволяют избежать госпитализации и повысить удобство пациентов. А отсутствие таких препаратов в перечне «14 ВЗН» приводит к ситуации, когда доступность препарата зависит от места прописки больного. «Необходимо разработать модель амбулаторного тарифа терапии таблетированными препаратами вне условий стационара в системе ОМС», – сказал Шухов. Действенным инструментом может выступить ускорение процесса внедрения инновационных таргетных лекарственных препаратов в госпрограмму не только за счет увеличения бюджета, но и путем перераспределения уже выделенных средств внутри между препаратами со схожими механизмами действия.
Группа авторов кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины России ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И. П. Павлова Минздрава России под руководством профессора Алексея Колбина и доцента Алины Касимовой продемонстрировали результаты сравнительного фармакоэкономического анализа применения фиксированных режимов таргетной терапии в сравнении с режимами, применяемыми неопределенно долго или до прогрессии заболевания для пациентов с хроническим лимфолейкозом. Снижение размера суммарных прямых затрат при терапии ХЛЛ на более чем 30% достигается при назначении фиксированных по длительности режимов 60% пациентов с ХЛЛ, что подтверждает экономическую целесообразность применения таких стратегий лечения. Увеличить долю назначения фиксированных режимов и повысить доступность терапии возможно путем погружения в перечень программы «14 ВЗН» отдельных МНН таргетных лекарственных препаратов.
Согласно данным, приведенным заведующей отделением химиотерапии №2 ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ имени профессора М.З. Сигала» Гульнарой Хусаиновой, в Республике Татарстан в таргетной терапии нуждается подавляющее большинство пациентов: в первой линии доля таких пациентов составляет порядка 75%, а при рецидивах – порядка 90%. «Максимального покрытия потребности пациентов в инновационных препаратах можно добиться подключением разных механизмов обеспечения – средств системы ОМС в сочетании с системой льготного обеспечения либо средствами программы «14 ВЗН», – отметила Хусаинова.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов подчеркнул, что программа «14 ВЗН» доказала свою эффективность для пациентов, повысив доступность инновационных препаратов и сократив пребывание в стационаре. Вместе с тем, недофинансирование поставок, закупки на основе принципа «влияние на бюджет» и отказ Минздрава от формирования трехмесячного переходящего запаса способны перечеркнуть все актуальные достижения. По оценке эксперта, текущий дефицит госпрограммы составляет около 10 млрд рублей, а с учетом переходящего остатка – порядка 18–20 млрд. Помимо повышения объемов финансирования, необходимо внедрение новых инструментов, расширение списка лекарственных средств наряду с отказом от критерия «влияние на бюджет» в рамках госпрограммы. Позитивным сигналом также станут анонсированные поправки в ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которые введут в России понятие «высоко технологичный препарат» и позволят повысить его доступность.
Поиск решения в гармонизации нормативно-правовой базы и финансовых государственных гарантий оказания медицинской помощи отметил и вице-президент всероссийского онкогематологического общества «Содействие» Андрей Солодовников. Правила формирования перечней лекарственных препаратов на сегодняшний день серьезно ограничивают применение новых дорогостоящих препаратов. Финансирование онкологии и онкогематологии в рамках профильного федерального проекта целесообразно разделить, т.к. на сегодняшний день в большинстве регионов онкогематология финансируется по остаточному принципу.
В завершение дискуссии заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Сергей Глаголев отметил, что повышение доступности лекарственного обеспечения в рамках программы «14 ВЗН» может быть, в том числе, за счет реализации практики заключения долгосрочных контрактов, а также в части истечения патентов на онкогематологические лекарственные препараты. Среди рассматриваемых мер Глаголев отметил возможность проработки вопроса включения в перечень ВЗН препаратов по конкретным показаниям для определенной категории пациентов. Другой перспективный инструмент – практика риск-шеринга, применяемая за рубежом при участии благотворительных фондов для обеспечения доступа пациентов к инновационным дорогостоящим препаратам, которая в настоящее время требует апробации и фиксации эффективности и безопасности применяемой лекарственной терапии.
В рамках дискуссии рядом экспертов была отмечена важность дальнейшего развития законодательной базы для обеспечения доступности инновационных препаратов и расширения перечня препаратов на основе доказанной клинической эффективности. В нормативном поле возможно рассмотреть позиции по корректировке Постановления №871, которое при соответствующих изменениях позволит повысить доступность для пациентов наиболее эффективных схем лечения с учетом долгосрочного экономического эффекта. В этой связи отмечено, что фиксированные режимы терапии на основе таргетных препаратов высокоэффективны с точки зрения расходования бюджета и перспектив достижения стойкой ремиссии большинством пациентов в сравнении с терапевтическими альтернативами, применяемыми до прогрессии заболевания или смерти пациента. Вместе с тем отмечено, что крайне важным условием назначения таргетной терапии является проведение соответствующей лабораторной диагностики заболеваний системы крови и уже последующего назначения адекватной терапии, индивидуально подходящей для пациента.