Сегодня медицина предлагает различные методы лечения и ведения пациентов с деменцией (стойким снижением познавательной деятельности, нарушением памяти и других когнитивных процессов). Однако должен соблюдаться базовый принцип — грамотная дифференциация диагноза, так как деменция может быть разной этиологии. Как не допустить ошибку в постановке диагноза, и какие диагностические инструменты важно использовать, рассказал профессор Виктор Александрович Шахнович на заседании Ученого Совета ГК «МЕДСИ», которое состоялось 27 сентября в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Белорусской под председательством профессора Геннадия Александровича Коновалова.
Виктор Александрович Шахнович, доктор медицинских наук, профессор, член Ученого Совета ГК МЕДСИ, представил доклад «Деменция. Как не дать мозгу стареть». По словам эксперта, в нашей стране существует неправильное отношение к проблеме деменций, в том числе со стороны медицинского сообщества. Бывает, что врачи путают такие диагнозы, как болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция, хотя это совершенно разные патологии и требуют разных терапевтических подходов.
Болезнь Альцгеймера встречается в 34% случаев среди всех случаев деменции, чаще ей подвержены люди от 40 лет. А вот сосудистой деменции отводится 18% случаев, и распространена она в категории пациентов старше 65 лет.
Чаще всего к врачам попадают пациенты с возрастными нарушениями памяти, и на основании размытых жалоб врачи ставят ошибочный диагноз. «Существуют совершенно четкие данные МРТ, отображающие характерологические особенности именно болезни Альцгеймера. В первую очередь, это подкорковые ядра, а не сосудистые очаги, которые мы можем видеть при сосудистой деменции», — сказал Виктор Александрович.
Помимо этого, для диагностики когнитивных расстройств разработаны нейропсихологические методики, которые, тем не менее, редко используются врачами. Хотя они совершенно четко определяют нарушения памяти, что не является основным симптомом болезни Альцгеймера, при которой идет нарушение гена.
Дополнительными методами диагностики, без которых дифференцировать диагноз практически невозможно, являются суточный мониторинг артериального давления, ЭКГ, УЗИ брахиоцефальных артерий, транскраниальная допплерография, а также анализы крови, включая определение липидного статуса, и оценка эластичности сосудов. «Почему важны и два последних анализа? Дело в том, что они помогают выявить именно сосудистую природу нарушения памяти, а не ставить болезнь Альцгеймера тем пациентам, у которых ее нет», — пояснил профессор.
МРТ также помогает определить первопричину когнитивных изменений. Например, на снимках можно четко увидеть дисциркуляторную энцефалопатию или перенесенный инфаркт головного мозга, которые и привели к нарушению памяти.
Среди основных факторов риска развития нарушения памяти на первом месте — нарушения ритма и проводимости сердца, затем идет артериальная гипертензия. Требуется время, чтобы эти патологические состояния привели к изменениям и подвигли пациента обратиться к неврологу с жалобами. То есть часто у таких больных пропускаются первичные ситуации, своевременная коррекция которых позволила бы не допустить ухудшения состояния. Поэтому комплекс из кардиологического и неврологического обследования на сегодня необходим каждому человеку, начиная с определенного возраста.
Лечение нарушений памяти зависит от этиологии проблемы. Однако важен базовый принцип для эффективности лекарственной терапии — этапность в приеме медикаментов, а также использование комбинированных инфузионных антигипоксантов. Одним из прорывов в терапии больных с деменцией является электростимуляция головного мозга, когда к определенным точкам на голове прикладываются электроды, подсоединенные к аппарату, вырабатывающему слабые электрические импульсы.
При любых видах деменции пациент должен находиться под динамическим наблюдением невролога, терапевта, нейропсихолога. Необходимо регулярное проведение анализов крови для своевременного выявления и коррекции сопутствующих соматических патологий, транскраниальной допплерографии для оценки изменений артериального и венозного кровотока, а также оценка по нейропсихологическим и двигательным шкалам для решения о повторном курсе лечения в условиях стационара.