Ученые и врачи ищут способы борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Однако до сих пор есть множество вопросов, которые не позволяют в полной мере оценить масштаб проблемы и найти варианты ее решения. Как же получилось, что коронавирусы, с которыми человек сосуществует уже многие годы, поставили перед врачебным сообществом такие задачи? И чем обернется эта ситуация в будущем?
17 марта эти вопросы на заседании Ученого Совета МЕДСИ в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Белорусской обсудил Чучалин Александр Григорьевич, академик РАН, вице-президент ЮНЕСКО, директор НИИ пульмонологии, ранее председатель Совета по этике Минздрава России, зав.кафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель председателя Ученого Совета ГК МЕДСИ по терапевтическим специальностям, лауреат Государственной премии Правительства РФ.
Александр Григорьевич представил доклад «Что нам ждать в будущем», в котором отметил, что ответить на вопрос относительно дальнейшей судьбы коронавируса довольно сложно, потому что до сих существует много непонятного и необъяснимого как в отношении самого вируса, так и в целом в вопросах того, что происходит с человеком. «Подвести к этому нас могли бы ученые, которые широко мыслят, но их не так уж и много», — отметил академик.
Он также добавил, что вообще человек давно взаимодействует с коронавирусами. Первая вспышка SARS была в 2002 году, тогда же появились SARS-1 и SARS-2. В 2012 году появился MERS, который оказался более смертоносным. Тем не менее, тогда удалось остановить пандемический характер распространения вируса. Сегодня же человечество столкнулось с тем, что вирус не только очень заразен, но и стремительно мутирует.
«Сегодня мы столкнулись с совершенно новой ситуацией, что наряду с вопросом, почему человек так восприимчив к этой инфекции, особое место занял вопрос, почему вирус так быстро мутирует, что является триггером для этого? И здесь нам явно не хватает знаний. А традиционный подход к иммунитету приводит нас в тупик», — отметил Александр Григорьевич.
По мнению академика, перед врачебным и ученым сообществом стоят две основные задачи. Первая — исследовать врожденный человеческий иммунитет. Он обратил внимание, что при новой коронавирусной инфекции реакция иммунитета схожа с реакцией на онкологические заболевания — иммунная система не узнает чужеродный элемент, и местный иммунитет не реагирует на вирус как на возбудитель. «Мы являемся свидетелями того, как у человека сформировалась глубокая иммуносупрессия, или снижение активации и эффективности иммунной системы. Уязвимость современного человека требует более глубокого понимания его природы», — сказал академик. Поэтому одной из основных задач на сегодня является более глубокое и тщательное изучение врожденного иммунитета и его механизмов.
Вторая задача — понять сам возбудитель. Сам по себе коронавирус довольно безобиден, и до этого он всегда шел в связке с другими вирусами, например, с вирусом гриппа. И даже нынешняя ситуация вполне вписывалась бы в картину сезонного гриппа, если бы в процесс не вмешались вакцины. По мнению Александра Григорьевича, именно вакцинация способствовала появлению новых, более самостоятельных штаммов. И сейчас мы имеем дело с обновленным вирусом, воздействующим на врожденный иммунитет, с которым мы пока не умеем взаимодействовать. «Все уповают на бустерную вакцинацию, но к чему это приведет? А ведь суть в том, чтобы повысить врожденный иммунный ответ на местном уровне. Однако на данный момент нет ни одной вакцины, способной регулировать эти процессы. Решив эту проблему мы, вероятно, приблизимся также к тому, чтобы с большим успехом лечить онкопатологии», — сказал академик.
Однако он добавил, что все-таки удалось добиться и значительных успехов в лечении коронавирусной болезни. Причем оказались эффективными самые простые методы, например, лечебные газы и в первую очередь кислород. Академик Чучалин представил опыт применения кислорода, оксида азота, водорода в лечении больных с коронавирусной инфекцией. Эти газы помогают восстановиться и, более того, способствуют прекращению репликации вируса.
Но, как отметил еще раз в заключение Александр Григорьевич, пока не будут даны ответы на основополагающие вопросы о природе человеческого иммунитета и мутации вируса, будущее пандемии останется туманным.