Синдром эмоционального выгорания, или СЭВ, представляет собой состояние психоэмоционального истощения и физической усталости, возникающих ввиду подверженности хроническому стрессу на работе. Сам термин впервые был предложен, а затем и введен, американским психологом Гербертом Фройденбергером в 1974 году. Ученый обратил внимание на поведенческие изменения своих коллег: для них стала нормой постоянная усталость, как эмоциональная, так и физическая, деперсонализация и цинизм. Продолжая исследования Фройденберга, ученые Маслач и Джексон в 1986 году систематизировали описательные характеристики синдрома и пришли к выводу о том, что для СЭВ характерны три крупные группы симптомов:
Разделение это условно, симптоматика может варьироваться как по степени тяжести, так и по содержанию. Для кого-то более характерными проявлениями являются депрессивные эпизоды, для кого-то – тревожные и т.д. Объединяет все эти симптомы их источник – рабочий стресс. Если сильно упростить, то появление СЭВ можно объяснить тем фактом, что стресс, с которым человек сталкивается в течение рабочего дня, не может быть эффективно им преодолен.
Выгорание является комплексной и сложной проблемой, с которой может столкнуться любой специалист, однако есть круг профессиональных сфер, которые находятся в зоне повышенного риска: медицинские сестры, врачи, учителя, полицейские и сотрудники сферы услуг. Связано это с тем, что вышеперечисленные и подобные работы предполагают постоянное взаимодействие с людьми и зачастую обязывают не только к формальному контакту, но и к глубокой эмпатии.
Медицинские сотрудники в этом списке составляют особую группу риска:
Каждая из этих причин уже является стрессом, однако их совокупность влечет за собой целый спектр тяжелых внутренних переживаний: бессилия, боли, разочарования в себе и профессии, ощущения бессмысленности своего труда и многих других. Люди, некогда романтизировавшие свою деятельность и выбравшие её из соображений гуманизма, утрачивают всякую мотивацию к некогда любимой работе и начинают выполнять её механически, с ремесленнической позиции. Они обрастают ворохом защитных механизмов: дистанцирование от пациентов, обесценивание их переживаний, черный юмор – все это призвано оградить медсестер и врачей от стресса, с которым им не удается справиться.
Подобные поведенческие изменения сказываются не только на эмоциональном и физическом состоянии сотрудников – они также влияют на продуктивность их труда. Обессиленность и неспособность к продуктивному контакту снижает вероятность качественной помощи пациенту, лишает объективности при осмотре или сборе анамнеза, провоцирует конфликты на рабочем месте. Помимо этого, СЭВ провоцирует целый спектр расстройств личности: тревожных, депрессивных, астенических, обсессивно-фобических и вегетативных.
Проблема синдрома эмоционального выгорания стала бичом современного мира и особенно затронула сотрудников лечебных учреждений: по данным исследования «Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара» 2018, каждый второй врач демонстрирует признаки СЭВ, исследование ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» показывает, что в 2019 году синдрому были подвержены от 70 до 80% всех медицинских работников, а в международные (США, Япония, Португалия, Китай, Италия) исследования 2020 года показали, что синдрому на тот период времени были подвержены 45-55% врачей и 60-70% медсестер. Результаты более современных исследований тоже неутешительны: в феврале 2022 года Андрей Москвин, руководитель обучения и развития персонала Высшей медицинской школы и один из создателей социального проекта «СТОП.Выгорание», представил первичные данные исследования СЭВ среди медицинских сестер, согласно которому эмоциональной истощенности на высоком уровне подвержен 31% опрошенных, деперсонализации – 78%, а редукции профессиональных достижений – 42%.
В условиях пандемии эти цифры будут постоянно расти: на медицинских сотрудников оказывается большее общественное давление, чем раньше, ответственность возросла пропорционально нагрузке, а время на отдых и личную жизнь очевидным образом сократилось. Сергей Бабин, профессор кафедры психотерапии и сексологии Северо–Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, подтверждает, что проблема СЭВ становится все более и более актуальной: «Огромное количество инфицированных, постоянно изменяющиеся правила и стандарты, которые спускаются сверху, стимулируют рост общего напряжения у медиков, которые фактически ежедневно сталкиваются со смертью, а также вынуждены бороться с тяжёлыми осложнениями, которые вызывает COVID–19».
Все эти данные в равной мере указывают на то, что медицинским сотрудникам сегодня особенно важно научиться предотвращать СЭВ и бороться с ним.
Ученые сегодня выделяют ряд техник, способных предотвратить появление СЭВ:
Эти приемы позволят создать более здоровую психоэмоциональную среду, однако важно понимать, что работать они будут только в том случае, если медицинский сотрудник будет принимать заботу о себе и своих личных границах за норму. Зачастую медработники забывают о собственных личностных потребностях и откладывают их в сторону, ставя пациентов превыше всего, что в целом верно, однако на самом деле выделить себе 5 минут в день на пару приседаний и дыхательную гимнастику в сестринской или ординаторской вполне реально. Даже если поначалу вам кажется, что 5 минут – это капля в море, они на самом деле могут помочь вам сохранить внутренний баланс. Приучите себя к мысли о том, что вы важны не меньше ваших пациентов, иначе вы рискуете оказаться на соседней с ними койке с букетом психосоматических заболеваний. Постарайтесь взять за правило следить за:
Вкусная еда, здоровый сон и прогулки (даже короткие) являются источником позитивных эмоций. Перегруженным ответственностью, чужими проблемами и сложными эмоциями медикам необходимо иметь доступ к простым радостям – они помогают справляться со стрессом. Так, например, снижение дофамина, синтезирующегося в том числе и во время приема пищи, провоцирует апатию и снижение мотивации, что создает хорошее подспорье для СЭВ. Из этого следует, что пренебрегать обеденным перерывом не стоит, наоборот крайне важно организовать возможность приема пищи.
Подобную параллель между выработкой важных для эмоциональной стабильности гормонов и рядовой деятельностью можно провести со многими бытовыми делами, однако важнейшими среди них являются здоровый сон, своевременный прием пищи и физическая активность. Постарайтесь выстроить свой день таким образом, чтобы в него в обязательном порядке было выделено время на них.
Возвращаясь с работы, многие из нас рвутся выполнять домашние дела – мыть посуду, стирать белье, протирать пыль и прочее. Даже на законные выходные обычно запланирована генеральная уборка или поездка в продуктовый магазин. Крайне важно среди всего этого выделять хотя бы час времени только на себя: на просмотр сериала, вязание, вышивание, компьютерные игры – неважно, на что именно, главное, чтобы само занятие доставляло вам удовольствие и расслабляло. Ученые Гарвардского университета установили, что хобби позволяет предотвратить стресс, снижает риск депрессии и сердечно-сосудистых заболеваний, так что не стоит игнорировать значимость занятий любимыми делами.
Медицинский сотрудник на работе проводит время с людьми, которым требуется помощь и уход. Таким образом постепенно формируется комплекс спасателя и связанные с ним тревожные мысли. Во избежание подобного необходимо сохранять баланс между рабочими и личными контактами.
За пределами больницы старайтесь проводить время с людьми, способными зарядить вас позитивными эмоциями, проявить понимание к вам и оказать поддержку. Напоминайте себе, что мир состоит не только из боли.
Обилие социальных связей на работе зачастую ведет к тому, что медработник либо позволяет пациентам и коллегам нарушать допустимые границы общения, либо наоборот излишне агрессивно их отстаивает. В обоих случаях это ведет к тому, что продуктивное взаимодействие становится невозможным. Важно научиться эффективно коммуницировать: обозначайте свою позицию четко и вежливо, без лишней эмоциональности, и учитесь слушать и принимать позицию собеседника, не проецируя его эмоции непосредственно на себя. Развивайте коммуникативные навыки, разработайте сценарии возможных ситуаций общения, определите в них допустимое и недопустимое, и следуйте этому внутреннему своду правил. Продуктивное взаимодействие и установление границ снижает уровень общего стресса на работе и риск возникновения конфликтов.
Если вы не уверены в том, что можете самостоятельно определить для себя границы или в том, что можете грамотно донести свою позицию, то используйте сторонние ресурсы для развития навыков коммуникации, например, курсы повышения квалификации или онлайн-конференции. Полезным ресурсом для вас может стать Vlll Международный саммит медицинских сестер, весенняя сессия которого будет проведена с 17 по 17 марта 2022 года – мероприятие посвящено роли медицинской сестры в процессе выздоровления пациентов, а один из дней будет посвящен развитию коммуникативных компетенций среднего медицинского персонала. Для врачей и руководителей больниц Саммит тоже будет полезен: в нем примут участие представители различных медицинских специальностей, а техники продуктивной коммуникации одинаково важны для всех сотрудников лечебных учреждений.
Впрочем, важно понимать, что не всегда все зависит от усилий одного конкретного человека. Бороться с уже развившимся синдромом эмоционального выгорания одному крайне сложно, а в некоторых случаях – невозможно. Поэтому не бойтесь просить о помощи, если вы чувствуете, что на грани – обратитесь к специалисту. Также не бойтесь озвучивать свои проблемы начальству: зачастую риск подверженности СЭВ возрастает ввиду плохой организации рабочего времени и пространства самой клиникой. Больница не всегда имеет достаточно ресурсов, чтобы разрешить все поступающие запросы, однако правильно организовать перерывы, психологическую помощь или своевременные курсы повышения квалификации в силах каждого учреждения.
Работая сообща с руководством больницы, уделяя должное внимание своим потребностям, правильно выстраивая контакты с коллегами и пациентами, медик может снизить количество стрессов на работе. Но только совокупность общих усилий сотрудника и организации может снизить риски синдрома эмоционального выгорания.
Виталина Левашова, директор НОЧУ ДПО «Высшая медицинская школа»
У 80% у детей и молодых людей с ДЦП есть спастичность – повышение тонуса мышц.…
НМИЦ Мешалкина: редкий случай - одна малышка из двойни имела порок сердца. Ее удалось спасти…
Какая сезонность есть у внебольничной пневмонии, как не допустить пневмонию при заболевании гриппом или ОРВИ,…
Хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ) — хроническое воспалительное заболевание легких, характеризующееся бронхиальной обструкцией вследствие ремоделирования…
Лечение зубов с помощью элайнеров EUROKAPPA занимает от 6 месяцев. Технология подходит для исправления разных…
Методы диагностики и лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Обзор клинической эффективности Простатилена в терапии урологических…
У 80% у детей и молодых людей с ДЦП есть спастичность – повышение тонуса мышц.…
НМИЦ Мешалкина: редкий случай - одна малышка из двойни имела порок сердца. Ее удалось спасти…
Россия — страна разнообразных этносов и конфессий, каждый из которых имеет свои уникальные погребальные обряды.…
Какая сезонность есть у внебольничной пневмонии, как не допустить пневмонию при заболевании гриппом или ОРВИ,…