Психология и здоровье

Эмпатия как важная составляющая профессионализма врача

Автор статьи: Анна Зырянова — директор Первой Кардиоклиники, г. Тюмень

В последнее время в профессиональном сообществе все чаще разгораются споры —  действительно ли так важна способность врача к эмпатии? Не достаточно ли просто хорошо делать свое дело, тем самым, выполняя свою работу и помогая людям? Разве  могут эмоции сочувствия помочь пациенту? Более десяти лет я возглавляю Первую кардиоклинику в Тюмени. Ежедневно наблюдаю за работой наших врачей и могу с уверенностью сказать, что врачу-кардиологу, который не способен к эмпатии, в профессии состояться крайне сложно. Эмпатией в нашей клинике обладает каждый сотрудник. Эмоциональный интеллект важен. Думаю, это утверждение справедливо не только по отношению к кардиологии. Медицина –  это сфера деятельности, где практически каждый сотрудник должен обладать ярко выраженной способностью к эмпатии, иначе зачем же связывать свою профессию с помощью людям?

Эмпатия. О чем это?

Об эмпатии люди говорят очень давно –  со времен зарождения медицины. Еще Гиппократ писал памятки для своих учеников, где большое внимание уделялось именно общению с пациентом –  способности выслушать, поддержать. Да и сейчас, в вузах, есть занятия по врачебной этике, на которых студентов-медиков учат правильно общаться с людьми, пришедшими на прием.

Мне нравится определение, которое дано в одном из словарей: «Эмпатия – осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей». Здесь значимо каждое слово. Сопереживание – важное качество для врача. Оно дает возможность создать уникальную атмосферу доверия, спокойствия, которая позволяет внушить пациенту надежду на выздоровление. «Осознанное» – значит, что врач четко понимает границы сопереживания, и знает, что он не должен скатываться в негативные эмоции и излишние страдания. В этом и есть профессионализм доктора. Эмоциональное состояние пациента важно. Нужно уметь бережно относиться к человеку, чувствовать его настроения, дорожить доверием.  Здесь уместно вспомнить врачебную этику. Каждый доктор должен понимать, что есть вещи, которые врач просто не имеет права разглашать. Нельзя осуждать пациента, иронизировать над его страхами, критиковать его жизнь. Бывает, что осуждению врача подвергаются, например, люди с избыточной массой тела. Выходят с приема расстроенные: «Врач сказал похудеть». На самом деле правильное отношение к пациенту позволяет ему чувствовать себя хорошо –  в каком бы состоянии он ни был. Конечно, в долгосрочной перспективе врач должен рекомендовать человеку заняться своим здоровьем: применять физическую активность, скорректировать питание. Но воспитательная функция врача вторична, на первом месте – помощь и поддержка, способность вселить надежду на лучшее.

Сострадание, человеколюбие, высокие моральные принципы –  эти качества должны быть присущи всем медицинским работникам, вне зависимости от времени, моды, психологической подготовки. Если человек сам по себе обладает долей здорового альтруизма, способностью поставить интересы другого выше своих собственных, ему будет легче делать свою работу. Все действия будут происходить естественно – не потому, что этого требует профессия, а потому, что это его суть.

Эмпатия как soft skill и техника безопасности

Ученые все больше склоняются к тому, что эмоциональному интеллекту можно научиться. Эмпатию можно развить как soft skill. Этим качеством в нашем быстро меняющемся мире должны обладать не только медицинские работники, но и все люди, профессия которых предполагает взаимодействие «человек-человек». Сейчас практически каждая сфера ожидает от своего сотрудника этой составляющей его личности. Современные люди хорошо чувствуют, как к ним относится представитель компании или организации – способен он к эмпатии или нет. Такое общение дарит чувство живого контакта, когда человек понимает, что тот, кто его слушает –  неравнодушен, он пытается понять и искренне помочь. Люди обладают разной чувствительностью. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей способен сопереживать другим, но в общем эта способность закладывается средой, в которой человек находится, его окружением, жизненными примерами авторитетных для него людей.

Тот, кто не способен сопереживать, в медицине будет постоянно сталкиваться со сложностями. Ему подойдут далеко не все врачебные специальности. Конечно, медицина многогранна, есть врачи-лаборанты, которые занимаются исследованием крови и других биоматериалов, врачи-хирурги, которым не так важно быть наделенными эмоциональным интеллектом, особой способностью выражать поддержку пациенту, потому что они нечасто общаются с ним напрямую. Они, прежде всего, должны уметь хорошо делать свое дело.

Для других врачей правильно интерпретировать эмоциональное состояние пациента —  важно.

У эмпатии есть и другая сторона медали – эмпатическая усталость. Понятие ввел специалист в области реабилитационных программ Марк Стебницки. Это состояние часто присуще врачам и представителям других медицинских профессий. Сталкиваясь со слезами и подавленным состоянием пациентов, они испытывают эмоциональное выгорание. Оно может сопровождаться опустошенностью, физическим истощением и потерей интереса к жизни.

Как правило, врачи умеют определять в себе начальные признаки эмпатической усталости и принимают необходимые меры. Они сводятся к простым действиям: увеличению времени отдыха и рациональному распределению трудовой нагрузки. В некоторых случаях врачу или другому медицинскому работнику нужна помощь специалиста-психолога, который помогает ему справляться с этим состоянием. Способствуют сохранению стабильности и прочные дружеские связи, семья, дети, хобби и увлечения.

Врач, как никто другой, знает, насколько хрупкой может быть человеческая жизнь, поэтому умеет ценить каждый ее момент. Высокое чувство эмпатии и соблюдение правил эмоциональной безопасности – отличительная черта настоящего профессионала.

Сердечный прием у врача-кардиолога

Врачи-кардиологи и на амбулаторных приемах, и в стационарах очень много общаются с пациентами  – выслушивают их жалобы, собирают анамнез. В какой-то степени врачу приходится вести много психологической работы. Доктора сталкиваются со случаями, когда человек полностью или частично навсегда утрачивает трудоспособность. Не все люди, после перенесенных инфарктов или инсультов, к сожалению, вновь вернутся к работе, которой они занимались до того. Качество их жизни навсегда изменится. Одна из главных задач врача-кардиолога – помочь человеку научиться жить в новых реалиях. Очень часто моральное состояние пациента, перенесшего заболевание, находится в высокой степени подавленности, неуверенности, некоторых преследуют панические атаки – они боятся, что происшедшее повторится. Качество образа жизни – это то, за что врач-кардиолог борется вместе с ним, и в этом вопросе без эмпатии не обойтись. Именно в этот период важно создать атмосферу доверия и партнерства, дать понимание, что врач пройдет этот путь вместе с пациентом, что человек не останется один на один со своей проблемой.

Сердце – орган, который особо остро реагирует на человеческие переживания. Часто к кардиологу приходят после перенесенного стресса или потрясения. К врачу приводит крайне тяжелое моральное состояние, которое влияет на физиологический аспект. Пациент плохо спит, начинает страдать одышкой, повышенным сердцебиением, появляются тревожность и беспокойство. И в том, и в другом случае человеку важно, попав в медицинское учреждение, сразу же почувствовать, что его здесь понимают, и медперсоналу не все равно на его боль. В этих случаях нужна и врачебная помощь, и психологическая поддержка, и человеческое участие. Крайне важно, кто окружает человека, когда он находится в таком состоянии.

Поэтому отбор сотрудников в клиники, особенно профильные кардиологические учреждения, должен проходить внимательно. Важно, уже на этапе первого собеседования, определить способность кандидата к эмпатии. Что выдает человека с эмоциональным интеллектом? Глаза, тембр голоса, открытые жесты и манеры в целом. Эта информация легко считывается, чтобы человек ни говорил – его способность к эмпатии видна практически сразу. В работе он спокоен, дружелюбен и внимателен. В какой-то степени, противоположными качествами являются эгоизм, заносчивость, высокомерие, недоброжелательность. Эти качества при общении также видны сразу. Такой сотрудник не только не будет эффективен, он может нанести вред пациенту и клинике в целом.

Когда медицинский коллектив состоит из людей способных к эмпатии – работа строится достаточно легко: не возникает сложных конфликтов, неразрешимых ситуаций. Персонал помогает друг другу и поддерживает. Это возможно только в случае, когда человек способен понять и почувствовать эмоциональное состояние другого, то есть –  проявить эмпатию.

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Мануальная терапия при остеохондрозе

Как действует мануальная терапия при остеохондрозе позвоночника, при каких симптомах имеет смысл обратиться к врачу,…

Широкий выбор анализов в лаборатории «ЛабКвест»

«ЛабКвест» предлагает передовые диагностические услуги на основе современных технологий. Тысячи пациентов доверяют лаборатории благодаря её…

Меры санитарной безопасности дома. О чем важно помнить

О том, какие меры санитарной безопасности дома необходимо соблюдать, рассказывает эксперт.

Материнская защита: как уберечь детей от инфекций

В День матери - о том, как уберечь здоровье детей

«Смотреть тошно», или Что такое расстройство пищевого поведения

Где находится тонкая грань между патологией и нормой в культуре питания, как работа с эмоциями…

Технология EUROKAPPA: точность и комфорт

Лечение зубов с помощью элайнеров EUROKAPPA занимает от 6 месяцев. Технология подходит для исправления разных…