Система подготовки будущих врачей во всех странах отличается друг от друга. Например, в США она занимает 11-14 лет и включает в себя 4 ступени обучения, а в Израиле 60% врачей получают образование за рубежом. Российская система подготовки считается одной из лучших, так как поступить в медицинский ВУЗ возможно сразу после окончания школы, а за время обучения студенты осваивают гуманитарные и клинические дисциплины. Серьезным недостатком системы обучения во многих странах является высокая стоимость, а, учитывая продолжительность программы, для многих потенциальных студентов она становится «неподъемной».
До 2016 года для получения практических навыков выпускники российских медицинских ВУЗов поступали в интернатуру. После ее окончания молодой врач получал право лечить пациентов самостоятельно и работать в поликлинике врачом по общей специальности. В 2016 году в России был принят приказ о поэтапном упразднении интернатуры, который позволил выпускникам получать аккредитацию вместе с дипломом. Эффективность такой системы подвергается сомнению, даже несмотря на усиленную проверку знаний выпускников со стороны экзаменаторов. Теоретическая часть аттестации представлена в виде обобщенного тестирования, а практические навыки будущие врачи демонстрируют на симуляторах, что сводится к работе по определенному алгоритму. Именно поэтому, потребность возврата интернатуры на сегодняшний день стоит очень остро, ведь только благодаря ей студенты могут получить практические навыки, необходимые для будущей самостоятельной работы, и подготовиться к получению узкой специализации.
Одной из причин отмены интернатуры стала постоянная нехватка врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Если врач, после специалитета отработал в первичном звене, то у него есть большие преференции для поступления в ординатуру. За врачебный стаж от полутора лет (на ставку по основному месту работу) начисляют 150 конкурсных баллов. К примеру, стипендиатам Президента РФ начисляется дополнительно только 20 баллов.
«Таким образом, предполагается решить кадровый вопрос в поликлиниках и амбулаториях, где катастрофически не хватает врачей—. Но, как правило, молодые врачи не обладают достаточным опытом, для того чтобы брать на себя ответственность за здоровье пациентов, прогнозировать их состояние и своевременно скорректировать лечение, поэтому всем выпускникам необходима качественная квалификационная подготовка», — отмечает Конаныхина Анастасия Константиновна, к.м.н., доцент, заведующая кафедрой инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.