Традиционно в России программы подготовки медицинских работников сфокусированы на формирование Hard Skills — жестких, профессиональных навыков. Однако, многочисленные исследования показывают, что для пациентов одинаково важны как профессионализм врача, так и его личностные качества. Согласно опросу учащихся Академии постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России, более 50% респондентов считают коммуникативные навыки необходимыми для врачей любом специальности, еще 40% считают уважительное отношение к пациенту необходимым качеством любого медицинского специалиста. Поэтому современные курсы обучения медработников обязательно подразумевают развитие Soft Skills – гибких навыков, связанных с личностными качествами человека (коммуникабельностью, добросовестностью и т.д.).
Доказано, что успешность любого специалиста вне зависимости от уровня занимаемой должности и специальности, по которой он работает, в большей степени зависит от развития Soft Skills. Эти универсальные навыки не являются врожденными, поэтому их можно и нужно развивать на протяжении всей жизни. К ним относятся умение общаться, управлять собственными эмоциями, разрешать конфликты, проявлять лидерские способности, работать в команде, а также эмпатия, стрессоустойчивость и многие другие личностные качества, без которых трудно представить востребованного и профессионального медицинского работника.
При этом в медицинских ВУЗах развитию Soft Skills все еще уделяется мало внимания. Чтобы оставаться востребованными специалистами и успешно выполнять свои профессиональные обязанности, медицинским работникам необходимо проходить дополнительные курсы непрерывного медобразования, направленные, в том числе, и на формирование гибких навыков. Например, в Академии постдипломного образования при ФНКЦ ФМБА России разработаны программы обучения как для руководителей медицинских организаций, так и для их команды: административно-управленческого персонала, врачей и среднего медицинского персонала. Для абитуриентов предлагаются как комбинированные курсы по развитию Hard и Soft Skills, так и специализированные программы, посвященные формированию только гибких навыков.
«К нам приходят учиться люди, уже имеющие базовую подготовку, часто не впервые повышающие свою квалификацию и имеющие внушительный практический опыт, поэтому мы составляем программу обучения так, чтобы все смогли почерпнуть для себя что-то новое. Во все курсы, даже на первый взгляд нацеленные на формирование профессиональных компетенций, обязательно включаются лекции и практические задания, позволяющие развивать гибкие навыки. За ними стоит успешность человека, что для нас имеет приоритетное значение», — отметила Анастасия Конаныхина, к.м.н., доцент, заведующая кафедрой инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.