Высокая четкость и громкость голоса педагога, а также правильно расставленные акценты в речи напрямую влияют на качество усвоения материала учениками – подтверждают исследования[1]. Именно поэтому управление голосом – это такой же важный инструмент преподавания, как и компетенции педагога. Мы поговорили с экспертом TEDх о том, что делать, чтобы ученики лучше слышали и воспринимали информацию.
Сохраняйте нужную громкость
«Беспокоиться перед началом выступления – нормально, особенно, если перед вами новые люди – независимо, взрослые или дети. – комментирует продюсер проекта TEDxNastavnicheskyLane, Валерия Лопырева. – Первое, к чему приводит волнение – снижение громкости речи. И в большинстве случаев аудитория не готова прислушиваться – «тихий» докладчик, пусть и очень знающий, уже через несколько минут сталкивается с гулом в зале или раздражением на лицах».
- Профессиональные спикеры советуют проводить с собой быстрый, но эффективный внутренний диалог: мой естественный голос звучит слишком мягко, на время выступления я сделаю его громче, несмотря на сигналы тела[2].
- Не говорите для первого ряда! Исследования подтверждают, что для эффективной коммуникации необходимо определить точку воздействия (например, последний ряд парт) и нацелиться на 20% дальше нее[3].
- Подключите воображение: если вы читаете лекцию на группу из 50 человек, то представьте, что их 100 и скорректируйте свою громкость.
Заботьтесь о голосе
Несмотря на то, что гголос и речь – нематериальны, это один из профессиональных инструментов педагога. Любой специалист, говорящий более 4 часов в день, оказывается в зоне риска по здоровью голосового аппарата.
Что же рекомендуют врачи?
- Пить много жидкости – она помогает поддерживать увлажненность и правильное функционирование голосовых связок, минимизируя риск травм[4].
- Если чувствуете охриплость или дискомфорт в горле – переключите класс на форматы работы, где вы говорите меньше. Не форсируйте связки и не говорите шепотом – шепот дает на связки еще большую нагрузку, чем говорение.
- Используйте безрецептурные препараты, специально созданные для восстановления здоровья связок и устранения охриплости, например, Гомеовокс. Его также рекомендуют фониатры для профилактики голосовых нарушений – накануне выступлений.
- Если к обычной охриплости добавляется и саднящая боль в горле, то вам могут дополнительно пригодиться антисептические средства – отвары на основе ромашки. Та же функция у леденцов – они не вылечат связки, но смогут снизить болезненные ощущения в горле.
Используйте язык тела
Чтобы стать услышанными учениками, важно добавлять язык … тела! Наша невербалика может нести до 50% информации! А зрительный контакт с учащимися демонстрирует вашу поддержку и внимание[5].
«Зрительный контакт очень важен, поскольку он способен стимулировать вовлеченность слушателей. Для этого лучше заранее подготовиться к лекции, чтобы не отвлекаться на заметки, а качественно взаимодействовать с аудиторией. – комментирует Валерия Лопырева. – Это также вам позволит проявить себя как человека, хорошо знающего материал».
Помимо этого, использование жестов повышает интерактивность урока, привлекая интерес учащихся. Чаще улыбайтесь, кивайте, двигайтесь по классу и визуализируйте сказанное движением рук.
Умение выстроить правильную коммуникацию со слушателями – важнейший навык для учителя. Хорошо настроенный голос – часть этого умения, позволяющая любому педагогу добиваться прекрасных учебных результатов.
Источники
[1] https://cyberleninka.ru/article/n/golos-kak-instrument-pedagogicheskogo-obscheniya/viewer
[2] https://socialself.com/blog/quiet-voice/
[3] https://coolcommunicator.com/how-to-project-your-voice/
[4] https://myhealthyschool.com/how-to-protect-your-voice-as-a-classroom-teacher/
[5] https://www.highspeedtraining.co.uk/hub/communication-skills-for-teachers/