Новости и пресс-релизы

Более 40 % пациентов положительно оценивают качество медпомощи в российских поликлиниках и больницах

Удовлетворенность граждан медицинской помощью в 2022 году заметно выросла – сегодня этот показатель составляет почти 42 %, тогда как годом ранее был в 1,5 раза ниже (25,8%). Об этом говорят данные общероссийского социологического исследования, проведенного Центром «Социальная механика». Его результаты были обнародованы на Круглом столе «Система ОМС: достижения, проблемы и перспективы» 13-го Всероссийского конгресса пациентов.   

Опрос проводился с 1 октября по 15 ноября 2022 года среди жителей 78 регионов России, получавших медицинскую помощь по полису ОМС за последние 3 года. Удовлетворенность качеством бесплатной медпомощи сегодня находится на среднем уровне – констатировали аналитики.

«Удовлетворены медицинской помощью по ОМС в той или иной степени 41,6%, не удовлетворены — 22,9%. В сравнении с данными 2021 года удовлетворенность заметно выросла. Год назад были удовлетворены — 25,8%, не удовлетворены — 37,4%» — отметила Татьяна Фомина, заместитель директора Центра социальных технологий и исследований «Социальная механика», — мы увидели тенденцию к положительному смещению соотношений. Показатели достаточно существенные это + 15 % граждан стали в большей степени удовлетворены медицинской помощью».

Эксперты выяснили, что отношением со стороны медицинских работников в целом довольны 48% пациентов, а каждый пятый (19,4%) — не удовлетворен им. С прошлого года этот показатель остался примерно на том же уровне.

При этом, как и год назад, за защитой своих прав пациенты в первую очередь обратились бы к руководству обслуживающей мед организации (34,4%) или к представителям страховой компании (29,8%) и только потом – в Минздрав, органы управления здравоохранением в регионах, прокуратуру и Росздравнадзор. Более того, почти треть пациентов (29,5%) уже имеют опыт обращения к страховщикам за помощью – выяснили аналитики.

«Несмотря на сравнительно небольшой рост положительно оценивающих состояние системы, выросло количество людей, которые уверено говорят о том, что качество медпомощи возросло, и это позитивный фактор, — прокомментировал результаты исследования вице-президент Всероссийского союза страховщиков, Дмитрий Кузнецов, — те данные, которые показывают отношение к страховым медицинским организациям, говорят о том, что вклад наших коллег очевиден. Благодаря достаточно массовому информационному сопровождению, акценту на диспансерное наблюдение в нашей работе. При этом, конечно, не на все проблемы системы здравоохранения мы можем сегодня влиять»

Качество и доступность медицинских услуг в стационарах пациенты по-прежнему оценивают гораздо выше, чем медпомощь амбулаторно-поликлинического звена. Хотя степень удовлетворенности этим видом помощи среди застрахованных по ОМС существенно выросла по сравнению с предыдущим годом (+19,3%).

Чаще всего в 2022 году пациенты поликлиник сталкивались с долгим ожиданием своей очереди на прием у кабинета врача – так ответили 89 % респондентов; невозможностью получить всю необходимую помощь в одном медучреждении – это оказалось актуальным почти для 87 % пациентов; с отсутствием нужного специалиста в поликлинике или невозможностью к нему записаться столкнулись 85 % граждан. С другой стороны ТОП-10 наиболее распространенных проблем пополнился новыми видами жалоб, относящимся к сервисному обслуживанию, такими как: сложность дозвониться до поликлиники, чтобы записаться на обследование, прием или получить справочную информацию (80%), а также вызвать врача на дом (57%).

Лишь 2% респондентов вообще не сталкивались с какими-либо проблемами при получении амбулаторно-поликлинической медпомощи по ОМС. В 2021 году этот показатель был чуть выше – 2,5%.

Между тем, удовлетворенность стационарной медицинской помощью в 2022 году выросла по сравнению с годом ранее: на 9,8% — в стационарах регионального или муниципального подчинения, и на 5,2% — в стационарах федерального подчинения.

Чаще всего в стационарах пациенты сталкиваются с дополнительными расходами: на приобретение назначенных врачом лекарств за собственный счет (45%), на сдачу платных анализов и/или прохождение дополнительных обследований перед госпитализацией (36,8%), с доп расходами на платные услуги во время пребывания в стационаре (34,7%), приобретением за свой счет расходных материалов (32,3%).

Более трети граждан, проходивших лечение в стационаре, встретились с некорректным поведением медицинских работников – об этом рассказали почти 38 % респондентов.

В рамках исследования аналитики выясняли отношение пациентов к платной медицине.

«Всегда, когда есть какие-то недостатки, платная медицина выполняет компенсаторную функцию. И нам эта информация всегда дает представление о том, чем именно не удовлетворены граждане в системе ОМС. Зачем они идут в платную медицину», — отметила Татьяна Фомина, заместитель директора Центра социальных технологий и исследований «Социальная механика».

Оказалось, что только 4,5% граждан совсем не намерены прибегать к платным медуслугам и будут пользоваться только медпомощью по полису ОМС. Каждый четвертый пациент (26,4%) воспользуется платными медицинскими услугами, когда необходимые обследования или процедуры по полису ОМС будут недоступны и их можно будет получить только в платных клиниках. Примерно столько же (24,9% граждан) прибегнет к платной медицине, когда им потребуется оказание срочной медпомощи.

Измерение отношения пациентов к грядущей цифровизации показало, что большинство положительно оценивают этот тренд, хотя и испытывают определенные страхи по поводу перевода медицинских документов в цифровой формат. Так, 80,3% пациентов полагают, что цифровизация обслуживания имеет преимущества перед прежней системой. Но только четверть (26,5%) пациентов не испытывают особых опасений в связи с цифровизацией процесса медицинского обслуживания. Больше всего пациенты опасаются риска пропажи, исчезновения данных при хранении в электронном виде (37,7%) и несанкционированного доступа к данным (35,2%).

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Обморожение: основные признаки и первая помощь

Какие симптомы могут указывать на обморожение и как правильно оказывать первую помощь при переохлаждении на…

Идеальная приживаемость: в НИТУ МИСИС представили биосовместимое устройство для крепления на черепе

Ученые Университета МИСИС запатентовали устройство для долговременного закрепления электродов на черепе млекопитающих. Эта разработка расширит…

Скользкий вопрос. Врач перечислил самые распространенные травмы при падении в гололед

Узнайте, какие травмы чаще всего случаются при падении в гололед, как оказать первую помощь и…

От чего болит спина или самые частые вопросы нейрохирургу

Узнайте, какие заболевания позвоночника вызывают боль в спине, когда нужна помощь нейрохирурга и как избежать…

Переподготовка врачей: что изменилось и почему это важно

Современная медицина развивается стремительно, и врачи должны успевать за её изменениями. Расскажем, как дополнительное образование…

«Нежная как роза и коварная». Об опасности бактерии, вызывающей коклюш, рассказывает инфекционист

Как отличить начало коклюша от обычной простуды или ОРВИ? Насколько эффективна современная вакцинация? Для кого…