Мы много слышим о том, что рак — не приговор, что медицинские технологии постоянно развиваются и что пациентам и их близким не нужно терять надежду. Но эти оптимистичные ноты умолкают, когда речь идет о «трудном» и «малоперспективном» раке. К нему относится, например, ситуация, когда опухоль брюшной полости (желудок, кишка, матка, придатки) дала метастазы по брюшине. Точнее, относилась.
Недавно у нас появилась уникальная технология HIPEC, с помощью которой можно помочь таким пациентам. Рассказываем, что это за метод, как проводится операция и какие здесь есть проблемы.
Что такое HIPEC
Метастазы в брюшине опасны тем, что всего через 2-3 месяца после операции по удалению опухолевого очага болезнь возвращается вновь. Еще с 30-х годов прошлого века врачи пытались удалять такие метастазы разными способами, включая внутрибрюшное введение препарата, но результатов это, к сожалению, не давало.
И только в начале 80-х годов хирург-онколог Пол Шугабейкер предположил, что предварительный нагрев химиопрепарата может увеличить чувствительность к нему опухолевых клеток. Первые эксперименты с методом, названным гипертермохимиотерапией (HIPEC), показали, что он работает, позволяя уничтожить даже самые маленькие и невидимые глазу метастазы.
Сейчас HIPEC применяется в США, Израиле, некоторых странах Европы и в России.
В чем преимущество HIPEC
Хотя технология по меркам истории медицины довольно новая, исследования, которых становится все больше, показывают, что HIPEC снижает риск рецидива, в 35-50% случаев увеличивая продолжительность жизни больного на 5 лет. Разница в процентах зависит от общей схемы лечения, особенностей здоровья пациента и, главное, прогноза выживаемости по тому типу рака, с которым врач имеет дело.
Одно из главных преимуществ методики, помимо улучшения качества жизни когда-то бесперспективного пациента, в том, что она менее токсична для человека. В отличие от классической химиотерапии, где раствор попадает в организм по венам или артериям, здесь он проходит непосредственно через брюшину.
Как проводится HIPEC
В брюшную полость вводят 6 трубок для введения и удаления раствора, каждая из которых оснащена термодатчиком, чтобы контролировать температуру. Раствор, предварительно разогретый в специальном аппарате, подают в брюшную полость так, чтобы на входе его температура была не более 43 градусов, на выходе — 41-42 градуса, а в самой брюшной полости — не менее 41 градуса. Вся процедура максимально автоматизирована и занимает 40-60 минут.
После обязательно делается «промывание» брюшной полости от препарата, раствор постепенно охлаждают и удаляют. Важно понимать, что гипертермохимиотерапия всегда проводится с удалением опухоли и всех очагов, являясь частью сложной операции, а не самостоятельной процедурой. Так что, закончив с HIPEC, врачи возвращаются к основной операции, чтобы завершить ее.
Кому показана HIPEC
Поскольку HIPEC — технологически сложная процедура, решение о возможности ее использования принимается индивидуально. Сначала врачи-онкологи и специалисты других направлений обсуждают пациента на онкологическом консилиуме, затем (уже после госпитализации) проводится оценка состояния больного, чтобы понять, сможет ли его организм такую терапию выдержать. Если на этих двух этапах специалисты решили, что проводить гипертермохимиотерапию стоит, следует третий этап — решение о возможности применения HIPEC во время операции по удалению опухоли.
«Это наиболее сложный этап, и даже опытные врачи-хирурги не гарантируют, что всегда способны удалить опухолевые конгломераты и метастазы. Впрочем, в нашей практике такие ситуации случаются крайне редко», — говорит Валерий Николаевич Егиев, врач-онколог-хирург медицинского холдинга «СМ-Клиника», доктор медицинских наук, слушавший лекции Пола Шугабейкера и один из немногих хирургов в России, владеющих технологией HIPEC.
Будущее HIPEC
Того опыта, который удалось накопить на сегодняшний день, достаточно, чтобы говорить об эффективности этой уникальной методики. Специалисты думают, что в перспективе ее можно будет использовать и для того, чтобы предотвратить появление метастазов — своего рода профилактики канцероматоза. Но здесь не обходится и без своих проблем.
Прежде всего, у нас не так много специалистов, которые могут и умеют работать с HIPEC. «Поскольку это этап огромного хирургического вмешательства, здесь нужен мультидисциплинарный подход. В России мало команд, которые могут выполнять задачи такого уровня. В нашу команду, например, включены химиотерапевт, реаниматолог и даже нутрициолог. Операция сложная, длится 8-12 часов, и важно, чтобы пациент эту операцию перенес и выжил», — объясняет Валерий Николаевич Егиев.
Вторая проблема — это экономический фактор. Каждое включение аппарата стоит 200-300 тысяч рублей, так что получить HIPEC по ОМС очень сложно. И это касается не только России: химио- и иммунотерапия опухолей — дорогое лечение, которое входит в страховку только в единицах высокоразвитых стран.
Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом.