В России слепота вследствие заболеваний сетчатки существенно превышает мировые показатели в общей структуре слепоты. Ежегодно 19 тыс. пациентов получают инвалидность по причине потери зрения. Пандемия Covid-19 может существенно ухудшить эту статистику, так как вирус SARS-CoV-2 способствует более прогрессивному развитию заболеваний органов зрения.
Во время пандемии COVID-19 в сложной ситуации оказались пациенты с заболеваниями сетчатки, сопровождающимися отеком сетчатки в центральной области и неоваскуляризацией, что оказывает значимое негативное влияние на зрение пациента. При отсутствии должного лечения и контроля за динамикой в течение всего лишь 3 месяцев могут произойти необратимые последствия.
Об этом рассказала Евсегнеева Ирина Валентиновна, профессор, зав. отделением офтальмологии КДЦБ, врач-офтальмолог, офтальмохирург, лазерный хирург, член Ученого Совета ГК Медси. Она выступила с докладом «Заболевания сетчатки: диагностика и лечение в условиях пандемии COVID-19» на юбилейном заседании Ученого Совета, посвященного 25-летию КДЦ МЕДСИ на Белорусской.
«В постковидном периоде у пациентов наблюдаются обострения четырех основных и довольно тяжелых поражений сетчатки, сопровождающихся отеком макулы: хориоидальная неоваскуляризация, обусловленная миопией, у молодых людей, диабетический макулярный отек, макулярный отек, вызванный окклюзией вены сетчатки, и неоваскулярная форма возрастной макулярной дегенерации. При этом развитие неоваскуляризации является многоступенчатым процессом, который начинается с истончения сетчатки и заканчивается формированием рубца», — отметила спикер.
При отсутствии должного лечения в течение всего лишь 3 месяцев с начала заболевания может быть утрачено 1–3 строки остроты зрения. Если оставить заболевание без контроля, то через 3 года более ¾ пациентов с «влажной» формой макулодистрофии могут быть признаны слепыми. А пациенты с тромбозом сетчатки намного раньше.
Многие эти заболевания обычно развиваются либо в зрелом возрасте, либо, если они уже диагностированы, протекают не столь агрессивно: значительное ухудшение зрения происходит постепенно. При ковиде картина меняется — после перенесенной инфекции происходит «ускоренный» процесс неоваскуляризации, что пациенты замечают как потерю остроты и искажение зрения.
В то же время сегодня довольно хорошая оснащенность офтальмологических клиник и отделений позволяет выявить процесс на начальной стадии, когда еще не сформировалась необратимая слепота. Основные методы обследования — когерентная томография и оптическая когерентная томография в ангиорежиме.
Основными факторами, стимулирующими развитие неоваскуляризации и отека сетчатки в условиях гипоксии, являются VEGF-A и PGF. Поэтому «золотым» стандартом лечения является анти-VEGF-терапия — применение ингибиторов ангиогенеза в виде интравитреальных инъекций, что позволяет сохранить функцию зрения. При наличии активной хориоидальной неоваскуляризации рекомендуется применение ингибиторов ангиогенеза в виде интравитреальных инъекций, которые выполняются с определенной периодичностью.
Таким образом, благодаря правильной постановке диагноза, своевременному началу терапии, регулярному лечению и мониторингу можно предотвратить у пациентов развития серьезных проблем со зрением, вплоть до полной слепоты.