В Москве возобновила работу программа «Мосты в природу» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Занятия по экологическому просвещению на природе для младшего школьного возраста проводит Межрегиональный общественный благотворительный фонд «Качество жизни» при поддержке Русского географического общества. Концепцию занятий совместно разработали психологи, педагоги, дефектологи и специалисты экологического просвещения.
Программа «Мосты в природу» предназначена для детей с разными особенностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения и слуха, задержкой психоречевого развития, неврологическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата. В повседневной жизни в условиях мегаполиса многие из них лишены возможности бывать на природе. Занятия программы помогают воспитать бережное отношение к природе и оказывают эффект экотерапии. Кроме того, дети тренируют наблюдательность, логическое мышление и исследовательские навыки. Также концепция занятий учитывает решение медицинских задач: тренировку вестибулярного аппарата и координации движений, улучшение работы органов чувств.
В середине сентября 12 незрячих третьеклассников из ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» (ШОР № 1) посетили экскурсию в экоцентре Воробьевы горы. Дети узнали, какие птицы обитают в заказнике, какие там произрастают деревья и как человек использует природные ресурсы в медицине и в быту. Занятие, которое провела кандидат биологических наук, ведущий специалист экоцентра Ирина Таранец, было основано на тактильном восприятии природных экспонатов.
В природно-историческом парке «Кузьминки-Люблино» состоялись две экскурсии для ребят из ШОР № 1 и ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа 1708». Для незрячих детей провели интерактивную игру-знакомство с использованием веточек, листьев, шишек и плодов. Каждый ребенок доставал из сумки новый экспонат, определял его и называл свое имя. В вольерном комплексе с домашними животными дети угадывали их по голосам и учились на ощупь различать стволы разных деревьев. В подарок дети получили уникальное издание о дикой природе столицы, набранное шрифтом Брайля – «Белую книгу». Издание позволит узнать о животных и растениях из Красной книги Москвы.
Дети с расстройствами аутистического спектра из Школы № 1708 также посетили вольерный комплекс, познакомились с местными и привезенными видами растений, произрастающими на территории парка, в том числе 300-летними дубами эпохи Петра 1, узнали, что такое калькулятор выбросов парниковых газов, а также угадывали голоса птиц и зверей по аудиозаписям.
Всего экскурсии на особо охраняемых природных территориях запланированы для 100 детей. В рамках программы «Мосты в природу» школьники посетят заказник «Воробьевы горы», природно-исторические парки «Битцевский лес» и «Кузьминки-Люблино». Занятия в сопровождении педагогов и воспитателей рассчитаны на 1,5 – 2 часа, а количество детей в каждой группе составляет около 10 человек. Каждый ребенок получает канцелярские принадлежности для выполнения заданий в специально разработанной «Экологической тетради» и сувениры на память.
Организаторы проекта «Мосты в природу» проводят подготовку специалистов по эколого-просветительской и реабилитационной работе с детьми-инвалидами на природных территориях. На базе благотворительного фонда «Качество жизни» проходят образовательные семинары, а также были подготовлены и изданы «Методические рекомендации по организации и проведению эколого-просветительских занятий на природе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Справочно:
Всего с 2007 по 2014 год в мероприятиях программы «Мосты в природу» поучаствовали 5 500 детей с различными нарушениями развития и молодых инвалидов. За это время прошли 350 эколого-просветительских экскурсий с элементами экотерапии на особо охраняемых природных территориях столицы.