Редакция киноканала Cinema обсудила с психологами что делать родителям, у которых ребёнок увлекся сериалом «Игра в кальмара», нужно ли запретить просмотр (спойлер — не нужно) и как на подростке могут отразиться подобные шоу.
Самым обсуждаемым сериалом недели стало южнокорейская «Игра в кальмара». Сюжет, где люди вынуждены по тем или иным причинам принимать участие в играх на выживание, появлялся в кинематографе не раз. Но никогда это не вызывало такого резонанса — сериал привлёк внимание подростков по всему миру, в том числе и в нашей стране, несмотря на возрастную маркировку 18+. Что в свою очередь вызвало беспокойство родителей.
Нужно ли запрещать ребёнку смотреть сериал?
В сериале, действительно, содержится много сцен насилия. Проигравшие гибнут, люди забывают о чести и совести, в надежде стать победителем, предают друг друга. И желание родителей запретить детям смотреть подобный контент понятно. Однако, по словам доктора психологии, автора книг, создателя цифрового университета Skillfolio.ru Виктории Шиманской никакого смысла в запретах нет: «Нельзя навязывать своё мнение, говорить: «какой ужас, это смотреть нельзя», это только вызовет обратный эффект, ситуацию сопротивления».
Разговор нужно повернуть в другую сторону, склонить ребёнка к размышлению, к определенным выводам, советует психолог. Сюжет фильма дает возможность обсудить с подростком тему личных границ, проблему насилия, объяснить, что никто не может его бить или делать то, что ему неприятно, рассказать, как не попасть в такую ситуацию. «Важно задать правильные вопросы. Первый вопрос: а как тебе сериал, на что ты обратил внимание, и дальше — как ты думаешь, вот в этом моменте, когда все голосовали, кто-то голосовал за, кто-то против. Почему люди вообще согласились на это? И тогда этот сериал может стать серьёзным поводом для рефлексии, а не конфликта», — добавляет Виктория Шиманская.
Эксперт телеканала «Доктор», клинический психолог, врач-невролог Татьяна Соцкова поддерживает мнение, что запретами можно только подогреть интерес к просмотру, тем более во времена, когда любой контент можно найти на закрытых площадках: «Если подросток начал смотреть, то запрещать смысла нет, это вызовет ещё больший интерес. Правильнее посмотреть тогда вместе с ним и обсудить после. Что он там увидел, что увидели вы, что его впечатлило, что его задело». Психолог обращает внимание на положительный финал сериала, где, несмотря ни на что, герой встал на сторону добра, а человек, придумавший игру, потерпел поражение. «Для кого-то это история про насилие, для кого-то про деньги, а для кого-то про межличностные отношения — предательство, манипуляции. Каждый увидит своё, и потом можно вместе это всё обсудить. Найти какие-то выводы и общие смыслы. Не зря это самый популярный сейчас сериал», — говорит Татьяна Соцкова.
Анна Быкова, педагог, психолог, автор книг о воспитании детей серии «Ленивая мама» поддерживает коллег и считает, что запретами можно только нарушить эмоциональный контакт с подростком, но ничего не добиться: «До определенного возраста, пока вы можете контролировать то, что смотрит ребёнок, во что играет, это имеет смысл. Но как только возможности контролировать контент у вас нет, потому что ребёнок уже не все потребляет дома (он ходит в гости к друзьям, в школу, где на переменах дети достают телефоны и пр.), то тогда запрет бессмысленный». Специалист также рекомендует совместный просмотр сериала: «Если у подростка возник интерес к сериалу, то лучше посмотреть его вместе. И спрашивать: что тебе здесь нравится? Смотреть на его реакцию, смотреть на его эмоции, потому что в фильме не только насилие. В сериале много тонких психологических моментов, и может ребёнка в большей степени интересует не кровь, а взаимоотношения, мотивация людей. Через вопросы вы больше узнаете о своем ребёнке, чем через запреты».
Чем картина привлекла подростков?
В отличие от многих фильмов про смертельные игры, визуальное решение «Игры в кальмара» очень красочное и необычное. Мрачным здесь как раз предстает реальный мир, где у людей много проблем, где всегда темно. В бункере, где проходят игры, много света, всё раскрашено в яркие цвета, есть все атрибуты детства: качели, горки, куклы, рисунки на стенах. Сами игры, в которых соревнуются герои — традиционные забавы детей, только выбывание из игры фактически означает смерть для игрока. В фильме есть некая таинственность — распорядители носят маски и не имеют права их снимать. Но только ли это привлекает подростков?
«В целом здесь очень чётко выделен типаж участников — люди, находящиеся в крайне тяжёлой жизненной ситуации. Они все в состоянии долга, каждый в меру своего положения, и здесь важно увидеть, как идет принятие решения, изменение сознания человека. Причем каждый из них находится в этой ситуации один на один. Каждый из участников не просто в безвыходном положении, им реально некуда идти, и у них нет альтернативы», — объясняет Виктория Шиманская.
«Все те ценности, которые мы прививаем детям — ценность человеческой жизни, уважение к другому, здесь мы видим полное разрушение этих ценностей и фокусировку на ценности денег. Это как такая большая аллегория с современным миром», — считает Татьяна Соцкова
Как просмотр может отразиться на ребёнке?
У родителей логично возникает вопрос, как может просмотр таких шоу отразиться на неокрепшей психике подростков.
Влияние сериала индивидуально и зависит от возраста ребёнка и его типа нервной системы, полагает Татьяна Соцкова. Кто-то вообще никак не отреагирует, на кого-то сериал произведет чуть больший эффект, а у впечатлительного ребёнка может повыситься уровень тревожности, мнительности, возбудимости.
«Думающий, рефлексирующий подросток может здесь поразмыслить и даже в чём-то мощно мотивироваться, но если это человек с созревающей психикой, то могут быть последствия, перенесение сюжета в реальную жизнь. Здесь с ребёнком важно говорить об общих ценностях и о смысле жизни», — подчёркивает психолог.
Анна Быкова также считает, что дело не в сюжете, а в личных особенностях ребёнка: «Здесь возникает вопрос: смотрит он это один или в компании с родителями. Разница в том, что если это «семейный» просмотр, то родители могут параллельно осуществлять своё воспитание, оставлять комментарии по поводу действия героев. Одно дело смотреть сюжет, другое дело, как этот сюжет будет восприниматься. Кто-то посмотрит и скажет, что это плохо, что он бы никогда так не поступил, а другой человек может посмотреть и сделать противоположные выводы. И вот какие выводы сделает конкретный человек, на это уже влияет не сам замысел сериала, сколько весь предыдущий опыт и личные особенности человека». Специалист также обращает внимание, что фильмы с насилием были всегда, но нельзя проследить прямую причинно-следственную связь между жестоким контентом и агрессивным поведением детей. Как правило, дети смотрят подобные сериалы из любопытства или чтобы не отрываться от друзей, коллектива, суметь поддержать разговор в компании. «Это может никак не отразиться на его дальнейшем поведении, если уже сформированы нравственные опоры. У него уже привиты нравственные критерии, он на это посмотрит как на некую вымышленную историю, страшную сказку», — комментирует Анна Быкова.