20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. В детстве закладываются как личностные, так и физические параметры. Потому так важно в самом начале жизни маленького человека сформировать привычки здорового образа жизни.
Здоровье ребенка закладывается еще до его рождения – образ жизни мамы и папы влияет на малыша еще во время его внутриутробной жизни. Молодым родителям важно самим следить за своим здоровьем, чтобы обеспечить правильное развитие ребенка на протяжении всей беременности и с самых первых его дней. Кроме того, чем раньше заложить привычки правильно питаться и уделять время физической активности, тем больше пользы это принесет в будущем[1].
Наличие верного родительского примера – одно из ключевых условий формирования полезных привычек у детей. Сложно заставить ребенка полюбить здоровое питание и спорт, если родители сами злоупотребляют фастфудом и целый день проводят за экраном телевизора или смартфона[2].
Диета семьи должна быть сбалансированной, содержать не только легкоусвояемые углеводы, но и достаточное количество клетчатки и белка. Клетчатка нормализует пищеварение, а такие продукты, как мясо и рыба являются строительными кирпичиками для растущего организма[3].
Важно следить за количеством сахара, которое потребляет ребенок. Большое количество газировок и сладостей может способствовать развитию ожирения и проблем с ЖКТ.
Здоровое питание – это не только набор сбалансированных ингредиентов, но и правильные привычки приема пищи. Еду нельзя совмещать с другой деятельностью (просмотр фильмов, прослушивание лекций, чтение книг), а также не стоит заставлять ребенка доедать блюдо, если он уже сыт.
Стоит учесть, что в каждом возрасте существует своя потребность в определенных витаминах[4]. С года до трех детям особенно нужны витамины А, В, С, D и РР.
Их источниками являются рыба, сливочное масло, яйца, сыр. Растительных источников больше: морковь, петрушка, сельдерей и шпинат, брокколи, тыква, картофель, помидоры, бобовые, финики, продукты из злаков, кукурузная мука и орехи.
В возрасте 4-5 лет ребенок растет, и его организм испытывает острую потребность в кальции и фосфоре – они содержатся в молочных продуктах, мясе и рыбе. С 6-7 лет важно обратить внимание на витамины группы Е, фолиевую кислоту, йод, железо и магний. Фолиевая кислота находится в зеленых овощах с листьями – салат, капуста, шпинат, брокколи, в выпечке из муки грубого помола, в цитрусовых. Йод, железо и магний можно получить при употреблении рыбы, мяса, яиц молочных продуктов, картофеля и бобовых, персиков и абрикосов.
Школьникам особенно нужны витамины С, Е, А, D3, В6, В12, фолиевая и пантотеновая кислоты, марганец, медь. Детский организм активно растет, развивается, и во время занятий мозг испытывает большие нагрузки. Главные источники витамина Е – орехи и растительные масла. Марганец содержится в зеленых овощах и бобовых. Витаминов группы B особенно много в печени, орехах и яйцах.
В возрасте десяти лет и старше дети испытывают те же потребности в витаминах и микроэлементах, что и взрослые, но стоит не допускать их дефицита – маленький организм переносит его тяжелее. Важно обратить особенное внимание на наличие ключевых витаминов осенью и зимой. В холодный период дети часто простужаются, и их иммунитету нужна поддержка.
Мария Данилова, старший продакт-менеджер Solgar в России, медицинский отдел: «Важную роль для здоровья детского организма играют Омега-3 ПНЖК. Омега-3 включает в себя несколько жирных кислот, которые необходимы ребенку для развития и роста. Чтобы получать достаточное количество данного элемента следует включать в рацион ребенка следующие продукты: морскую рыбу, морепродукты, семена льна, грецкие орехи и другие продукты богатые омега-3 ПНЖК. Из-за специфичности источников питания в мире наблюдается недостаточное потребление продуктов, содержащих Омега-3. Дополнительный приём в виде нутрицевтиков может стать отличным решением.» ЗОЖ для малышей немыслим без физического развития[5]. Детям не всегда полезны тяжелые спортивные нагрузки, однако физическая активность для укрепления организма просто необходима. Большую часть времени дети проводят в играх. Они и могут стать главным способом поддержания двигательной и умственной активности ребенка.
В наше время даже дошкольники проводят очень много времени в сидячем положении, к книжкам и учебникам добавляются разные гаджеты. Лучше всего чередовать активные и спокойные игры, прогулки на свежем воздухе и деятельность в помещении, а также ограничивать время, проведенное за экраном. Важно найти баланс между разными видами активностей. Правильный распорядок дня и достаточное количество сна поможет минимизации стресса, снижению уровня тревожности и правильному развитию умственных и физических способностей ребенка.
Имеются противопоказания, не занимайтесь самолечением — обратитесь к специалисту!
Источники
[1] Кислицына О.А. Факторы здоровья детей младшего и среднего школьного возраста Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН , Москва
[2] А. И. Маркова, А. В. Ляхович, М. Р. Гутман. ОБРАЗ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. 2012. НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета И. М. Сеченова
[3] Лаухина Г.Г. Шорникова О.А. О ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ, ОБОГАЩЕННЫХ МИКРОНУТРИЕНТАМИ. Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010
[4] И.М. Косенко. МИКРОНУТРИЕНТЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ. 2011. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
[5] Boreham C., Riddoch C. THE PHYSICAL ACTIVITY, FITNESS AND HEALTH OF CHILDREN // J Sport Sci. 2001