Окружающая среда

«Мосты в природу»: десять эколого-просветительских занятий на природных территориях Москвы состоялись этой осенью для столичных школьников с особенностями развития

В 2021 году 108 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста посетили эколого-просветительские занятия и застали золотую осень на особо охраняемых природных территориях столицы. Занятия были организованы Межрегиональным общественным благотворительным фондом «Качество жизни» при финансовой поддержке Русского географического общества в рамках программы «Мосты в природу», созданной фондом в 2007 году.

В проекте приняли участие две школы г. Москвы: ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» (ШОР № 1) и ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа 1708», направившая для участия в программе классы детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

Проведению занятий на природе предшествовало написание и издание методических рекомендаций по экологическому просвещению детей с различными особенностям развития. Концепция проведения эколого-просветительских занятий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ была разработана на основе сотрудничества психологов, педагогов, дефектологов и специалистов экологического просвещения с учетом более чем 10-летнего опыта работы фонда в этом направлении. До начала занятий был проведен образовательный семинар для специалистов в области экологического просвещения и в области коррекционной работы с детьми «Эколого-просветительские занятия с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ на природных территориях».

Цикл занятий состоялся на территориях природного заказника «Воробьевы горы» и природно-исторических парков «Кузьминки-Люблино» и «Битцевский лес», подведомственных ГПБУ «Мосприрода». Занятия длительностью 1,5–2 часа проводили гиды-натуралисты, знакомые с методикой программы «Мосты в природу». Количество детей в группах составляло около 10 человек. Каждую группу сопровождали не менее двух педагогов и сотрудник фонда «Качество жизни». Для работы на маршруте и закрепления материала самостоятельно, с учителем или родителями дома, дети были обеспечены красочной универсальной экологической тетрадью также изданной МОБФ «Качество жизни» в рамках проекта.

В природно-историческом парке «Кузьминки-Люблино» дети имели возможность посетить вольерный комплекс, познакомиться с местными и привезенными видами растений, в том числе с 300-летними дубами эпохи Петра 1, угадывать голоса птиц и зверей по аудиозаписям и природные экспонаты на ощупь в ходе интерактивных игр, узнать, что такое калькулятор выбросов парниковых газов. Занятия проводили главный специалист по эколого-просветительской деятельности экоцентра «Кузьминки» Путилов В.А. и методисты Воронежская Л.А. и Ушакова О.С. Незрячие дети получили в подарок уникальное издание о животных и растениях из Красной книги Москвы, набранное шрифтом Брайля – «Белую книгу».

На экотропе природного заказника «Воробьевы горы» увлекательные занятия проводила ведущий специалист экоцентра «Воробьевы горы» и консультант проекта «Мосты в природу» Таранец И.П. С помощью разнообразных природных экспонатов, которые каждый ребенок имел возможность рассмотреть и ощупать в нужном ему ритме, дети узнали об основных породах деревьев, произрастающих в нашей полосе, их полезных свойствах, обитающих в заказнике птицах и мелких млекопитающих. Дети учились слушать и различать звуки природы и зарисовывать их с помощью задания из экотетради «Звуковая карта».

На территории природно-исторического парка «Битцевский лес» дети познакомились не только с экосистемой одного из самых крупных лесных массивов столицы, но и с экосистемой суходольного луга. Опытные экскурсоводы Ражайский К.В. и Ковба О.В. поделились своими знаниями о флоре и фауне, и позволили детям почувствовать себя настоящими юными натуралистами и насладиться всеми красками золотой осени.

Занятия на особо охраняемых природных территориях помогли детям с особенностями развития понять, чем отличается лес от благоустроенного  парка с развлеениями, почему заповедные территории необходимы для сохранения редких видов животных и растений и поддержания экологического баланса в черте города, напомнили об основах бережного отношения к природе, чем правильно кормить проживающих в городе птиц и многое другое.

Пребывание на природных территориях на свежем воздухе способствовало также эмоциональной разрядке, развитию ориентации в пространстве, координации движений и общему улучшению состояния и настроения детей. Все выезды получили самые положительные отзывы со стороны учителей, ведь полевой формат получения знаний об окружающей природной среде помогает закреплению школьной программы и знаний, полученных в естественно-научных музеях.

МОБФ «Качество жизни» благодарит сотрудников ГПБУ «Мосприрода» за помощь в организации занятий с особенными детьми на природе, за внимательное отношение и творческий подход в работе, и надеется на продолжение сотрудничества по проекту.

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Обморожение: основные признаки и первая помощь

Какие симптомы могут указывать на обморожение и как правильно оказывать первую помощь при переохлаждении на…

Идеальная приживаемость: в НИТУ МИСИС представили биосовместимое устройство для крепления на черепе

Ученые Университета МИСИС запатентовали устройство для долговременного закрепления электродов на черепе млекопитающих. Эта разработка расширит…

Скользкий вопрос. Врач перечислил самые распространенные травмы при падении в гололед

Узнайте, какие травмы чаще всего случаются при падении в гололед, как оказать первую помощь и…

От чего болит спина или самые частые вопросы нейрохирургу

Узнайте, какие заболевания позвоночника вызывают боль в спине, когда нужна помощь нейрохирурга и как избежать…

Переподготовка врачей: что изменилось и почему это важно

Современная медицина развивается стремительно, и врачи должны успевать за её изменениями. Расскажем, как дополнительное образование…

«Нежная как роза и коварная». Об опасности бактерии, вызывающей коклюш, рассказывает инфекционист

Как отличить начало коклюша от обычной простуды или ОРВИ? Насколько эффективна современная вакцинация? Для кого…