Отношения между пациентом и врачом составляют основу современной медицинской этики. Для того, чтобы определить, насколько это взаимодействие эффективно, необходимо учитывать уровень удовлетворенности населения медицинской помощью, кадровый дефицит, а также степень профессионального выгорания медицинских работников. За время пандемии кадровая проблема только усугубилась, и в 2021 году 87% медучреждений сообщили о нехватке персонала. При этом, 60% сотрудников сталкиваются с эмоциональным истощением, а у 37% из них на фоне этого возникли проблемы со здоровьем. Почти 30% врачей, которые работают с больными коронавирусом, близки к увольнению на фоне усталости.
У всех вышеперечисленных негативных проявлений есть одна общая причина – в медицинских организациях не уделяется должного внимания формированию корпоративной культуры. В настоящее время работу медицинских учреждений оценивают по различным показателям их деятельности, техническому оснащению и ресурсам, но на практике для эффективной работы также требуется качественный переход к управлению корпоративной культурой на организационном уровне. Качество взаимоотношений между врачом и пациентом важно для обеих сторон – это и есть предназначение системы здравоохранения. Но в последнее время количество жалоб на медицинских работников только возрастает, и это свидетельствует о неэффективном управлении системой здравоохранения в целом и отсутствии профессиональной и корпоративной культуры.
Под корпоративной культурой понимается система ценностей медицинской организации, а также совокупность определенного поведения и способов принятия решений. Корпоративная культура помогает сплотить работников и определить порядок взаимоотношений между ними и пациентами, а ее совершенствование имеет огромное значение для эффективного управления процессами в клинике и поддержания качества медицинских услуг на более высоком уровне. Ценности и алгоритмы поведения сотрудников должны быть едины для всего персонала, закрепляться на практических кейсах и тренингах.
Для создания имиджа медицинской организации, а также для формирования корпоративной культуры в коллективе, очень важно определить фирменный стиль учреждения. Сюда можно отнести единую форму одежды персонала, дизайн больницы, выполненный в единой цветовой гамме, модель поведения медицинских работников между собой и порядок взаимодействия с пациентами. Все это способствует тому, что у пациентов формируется высокий уровень доверия к организации. Сотрудники же при этом чувствуют себя одной командой и имеют дополнительную мотивацию к своей работе.
«Построение корпоративной культуры в медицинском учреждении – это трудоемкий процесс, который зависит от численности персонала клиники, и направлен на интенсивное обучение всех сотрудников. Как правило, он занимает не меньше года. Первичной задачей является формулировка ценностей больницы в рамках бизнес-сессий руководителей организации. В последующем проводится серия тренингов по ценностям организации для персонала различного уровня. Важнейшим итогом обучения персонала должно стать осмысление важности следования корпоративным ценностям, принятие их. Для этого мы используем различные методы обучения, погружаем участников тренинга в игровую реальность, создаем условия для проживания и проигрывания реальных и метафорических ситуаций. Таким образом, корпоративная культура внедряется максимально естественно, а не насильственно насаждается, как жесткие правила и требования. Ценности буквально вживляются в коллектив, что в свою очередь, влияет на эффективность взаимодействия сотрудников между собой и с пациентами, формирует атмосферу сотрудничества и контакта в медицинской организации.», — отмечает Анастасия Конаныхина, кандидат медицинских наук, доцент, бизнес-тренер, заведующая кафедрой инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.